Убыхи

«Отчаянное положение»

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений — мухаджирство — массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.


Начальник Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно — тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона.

Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Раствориться в истории

Русский военачальник Михаил Тариэлович Лорис-Меликов называл убыхов «воинственным и предприимчивым племенем, которое пользовалось всегда особым значением у своих соседей». Существовало даже поверье: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов. И все же этому народу, одному из самых воинственных народов Кавказа, суждено было раствориться в истории.

Отказ подчиняться Российской империи и переселиться в кубанские степи после завершения Кавказской войны вынудил убыхов эмигрировать в Османскую империю.

Ряд источников отмечают, что их переселение происходило очень быстро. Можно сказать, за три недели в конце апреля 1864 года на территории южного склона Западного Кавказа, в междуречье Шахе-Хоста, убыхов почти не осталось.

По разным оценкам, около 50-70 тысяч представителей этого малочисленного народа переселились за море. Они расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан. Постепенно убыхи утратили свои национальные особенности и свой язык.

«Не знаю, отыщется ли тогда кто-нибудь знающий по-убыхски, <…> многие племена этой группы покоятся на «кладбище народов», – писал еще в 1887 году известный русский кавказовед Петр Карлович Услар в своей книге «Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык».

Это пророчество сбылось.

В доме Тевфика Эсенч


Сегодня убыхское село Хаджи-Осман состоит из около двухсот небольших дворов. Большинство из них пустуют. Впрочем, некоторые жители, давно перебравшиеся в город, приезжают сюда на лето. Постоянно здесь живут около двух десятков человек, в основном, пенсионеры.

Родной дом Тевфика Эсенча находится в самом центре села. Сейчас здесь живет его сын Зеки.

Дом Тевфика Эсенч в селе Хаджи-Осман Аста Ардзинба

Зеки Эсенч в своем саду Аста Ардзинба

В зале дома – фотографии членов семейства: дочь Зеки живет в США, а сын в Сингапуре. На стене висит портрет прадеда, старца по имени Кукущ. Именно благодаря ему, деду по материнской линии, Тевфик Эсенч знал родной язык и убыхский фольклор. Кукущ родился в Убыхии, а вот его потомки – уже на чужбине.

Портрет прадеда Тевфика Эсенч по материнской линии Кукуща на стене дома семьи Эсенча Аста Ардзинба

Зеки Эсенч рассказывает о своем прапрадеде Кукуще, родившемся в Убыхии Аста Ардзинба

Почетное место на стене занимает и портрет Жоржа Дюмезиля. Многие часы провели за работой в этом доме Тевфик Эсенч и французский лингвист.

«Отец и Дюмезиль работали вместе как в Стамбуле, так и здесь. Любили садиться в саду», – рассказывает Зеки.

Зеки Эсенч, сын Тевфика Эсенч Аста Ардзинба

Зеки Эсенч на могиле родителей – Тевфика и Эмине Эсенч Аста Ардзинба

А вот дерево, которое оплетает виноградная лоза. Вино убыхи в Турции не делали из-за исламского запрета на алкоголь, а традиция выращивать виноград на дереве сохранилась. Но эта виноградная лоза – не обычная.

«Мои предки привезли этот виноград с Кавказа, – объясняет Зеки. Они спрятали веточки в нагрудном кармане. Это все, что им удалось привести с Кавказа».

Последний из убыхов

В современном мире существует тенденция: языки вымирают. По оценкам специалистов, большинство существующих сегодня языков мира обречены на исчезновение. К этому явлению можно относиться как к естественному «эволюционному» процессу, но нужно учитывать, что с потерей языка постепенно умирает культура народа – носителя этого языка.

Эта участь постигла и убыхский язык: на сегодняшний день он считается мертвым. Убыхский язык относится к абхазо-адыгской семье. Он уникален своей фонетикой с 80 согласными и тремя гласными (краткое «а», долгое «а», «ы»).

Последним известным носителем языка убыхов был Тевфик Эсенч. Он родился в 1904 году в селе Хаджи-Осман вблизи города Маньяс на северо-западе Турции. Принадлежал он к убыхскому роду Зейшуа. В период правления Мустафы Кемаля Ататюрка семья получила турецкую фамилию Эсенч.

Именно Эсенч был информатором известного французского лингвиста Жоржа Дюмезиля. Их многолетнее сотрудничество привело к появлению научных работ, исключительно ценных для изучения убыхских языка и культуры.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Этническая принадлежность

В XIX веке большинство российских наблюдателей, зная об отличии убыхского языка от адыгского, тем не менее относили убыхов к адыгским племенам.

Теофил Лапинский (Теффик-Бей) подробно анализировал этнографию адыгов и в книге «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» (Глава 3) писал буквально следующее:

Н. Карлгоф в 1860 году писал — «Кроме того, мы причисляем ещё к нашему описанию племя убыхов, которые по происхождению и языку, явно принадлежат к народу адиге, также как по нравам, обычаям и общественному устройству, это один из групп черкесских племен».

Позже, аналогичные выводы делали и многие зарубежные учёные.

Ульрих и Ангелика Ландманн, исследовавшие убыхские селения в юго-восточной Турции в 1970-е годы, отмечали адыгоязычность убыхов, для которых вторым родным языком стал абадзехский диалект адыгского языка.

В 1930-е годы аналогичные выводы делал и Ж. Дюмезиль .

Исследователь убыхского языка Ханс Фогт, зафиксировал факт самоидентификации убыхов как адыгов, причём во всех приведенных им убыхских фольклорных, этнографических и исторических текстах говорится об адыгах, о себе — убыхах — как части адыгского народа и адыгской страны. Убыхские легенды и сказания не отделяют убыхов от адыгов, а убыхскую землю — от адыгской земли.

Роковая причина вымирания

Однако на исчезновение убыхского языка повлияли и другие, более значительные, факторы. Как отмечает Вячеслав Чирикба, убыхский язык еще на Кавказе был «в агонии» и не выдерживал конкуренцию с абхазским и адыгским языками. Чирикба напоминает, что на это обстоятельство указывал и Петр Услар еще в XIX веке (Петр Услар – русский военный инженер, лингвист и этнограф, один из крупнейших кавказоведов XIX века – прим. ред.). Роковым обстоятельством стало то, что на чужбине убыхи не стали селиться компактно, а оказались рассеянными по всей Турции.


«От Трабзона до Бурсы были разбросаны маленькие убыхские села. Они были маленькими анклавами в окружении турок, черкесов, абхазов, курдов и других народов. Там, где их было больше, язык сохранялся вплоть до недавнего времени», – отмечает профессор.

Так, убыхский язык сохранялся наиболее долго на западе Турции в районе Балыкесир и в центральной части страны в районе Сапанджа.

Несмотря на тенденцию терять культуру вместе с языком, было бы неправильно утверждать, что убыхи утратили свои национальные особенности наряду с утратой языка, уверен Вячеслав Чирикба.

«Убыхи в Турции считают себя кавказцами, хорошо помнят свое происхождение. Традиционно отмечают свадьбы. Сохранили мелодии и наигрыши, все прекрасно танцуют по-кавказски. Да, они потеряли язык, но они ощущают свою связь с родиной и относятся к абхазам и адыгам как к своим братьям», – говорит ученый.

Субэтнические группы убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субешх (Субаши), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча).

Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели (в современных наимененованиях). В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субешх был одноимённый аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.

Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины реки Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вардане, от долины реки Псахе до реки Сочи. включая долину Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :

 — Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе;
 — Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше. Общество Саше располагалось от реки Сочи (Сочипста) до реки Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста). Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и садзы. Численность по сообщению Ф. Ф. Торнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу реки Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.

Селения:

 — самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш.
 — у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря.
 — третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта)
 — четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Прямой эфир

  • Публикации
  • Объявления
  • kvazimodo → Комар с вирусом Зика на границе с Россией. Заявление Онищенко 1 в Блог им. kvazimodo
  • pijo → Как вернуть деньги? 2 в Блог им. pijo
  • vsnarodnyn1 → «Скелет в шкафу» Анны Колмагорцевой, которого нет и никогда не было… 6 в Блог им. vsnarodnyn1
  • vsnarodnyn1 → Очередные задержания в Сочи на акции в поддержку Хабаровска 22 августа в Сочинская коммуна
  • nordman → Технадзор ГИБДД Сочи – уровень «БОГ» 15 в Автомобильный Сочи
  • URPSO → Женская команда ЮРПСО посвятила восхождение на Псеашха Сахарный (3188,9) Дню Флага Российской Федерации 1 в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Shuruban → Я не волонтер, я неравнодушный!!! 32 в МДД (мастерская добрых дел)
  • Ikipia → Инженеры кто сколько получает? 46 в Блог им. Ikipia
  • bakc → Очередной жилой комплекс в зоне лечебно-оздоровительных учреждений в Хосте 42 в Блог им. bakc
  • span → Самовольное строительство на улице Роз 6 в Бред по-cочински
  • so3537 → Караларский природный парк Крыма 9 в Сочинское отделение Русского географического общества
  • Suricat → Благодарим за поддержку! Первый урок рисования 1 в Культура Сочи
  • hinds → 29.08 // Путешествие к местам силы с англоязычным гидом — к Амбаре и Анакопии в Блог им. hinds
  • marmuh → Дефекты зрения сотрудников ГИБДД 87 в Автомобильный Сочи
  • Ulyana231289 → Друзья очень нужна ваша помощь Артёмику на реабилитацию !!!Мальчик инвалид. 2 в МДД (мастерская добрых дел)
  • IvanFed → Найти родного бойца 6 в История Сочи
  • nordman → Каков разум, таковы и речи (рус. нар. поговорка) 10 в Автомобильный Сочи
  • sochielektroseti → Информация о плановых отключениях электроэнергии в ЖКХ
  • Arterain → Валентина Легкоступова. Последнее интерьвью в Сочи. 2 в Музыкальный Сочи
  • vsnarodnyn1 → Запрещенные дебаты кандидатов в губернаторы Краснодарского края… 13 в Сочинская коммуна
  • Milica → Классная парковочка возле моремолла 7 в Блог им. Milica
  • Suricat → Безвозмездные уроки рисования для родившихся в 1965 году и ранее в Культура Сочи
  • G-Tex → в Работа
  • G-Tex → в Работа
  • G-Tex → в Работа
  • G-Tex → в Работа
  • G-Tex → в Работа
  • G-Tex → в Работа
  • Skalagym → в Услуги
  • podoplus → в Услуги
  • Aliso4ek → 1 в Отдам даром
  • velkom → в Услуги
  • Terpsihora80 → в Услуги
  • ViVishka → в Животный мир
  • popova226 → в Недвижимость
  • Cairo → в Животный мир
  • amichael → в Куплю
  • geosochi64 → в Работа
  • kosmoc1976 → в Отдам даром
  • chepr → в Недвижимость
  • southcap → в Недвижимость
  • amichael → в Куплю
  • ignatkb → в Куплю
  • Giademecis → в Отдам даром

RSS

Самые воинственные

В XIX веке убыхи занимали территорию Черноморского побережья Кавказа — между реками Шахэ и Хоста на территории современного Большого Сочи. Основными занятиями убыхов были садоводство и рыбная ловля. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

Примечания

  1. Убыхи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Чёрного моря // Русский вестник. Т. 28. М., 1860. С. 522
  3. ↑ Landmann U. Akifiye-Buyukcamurlu. Ubychen-Dorfer in der Sudost-Turkei. Teil 1. Okosituation, Einwohnerschaft, Siedlungsbild und Gebaudeformen // Ethnographie der Tscherkessen. Bd. 1. Esprint-Verlag Heidelberg, 1981. S. 62
  4. Vogt H. Dictionnaire de la Langue Oubykh avec Introduction Phonologique, Index Francais-Oubykh, Textes Oubykhs.Oslo: Universitetsforlaget, 1963. P. 84
  5. Балановская Е. В. и др. Реконструкция генофонда убыхов Северного Кавказа // Генетика. 2019. Т.55. №12. С. 1451–1460. DOI: 10.1134/S0016675819090030

Убыхи в период русско-черкесской войны

Среди русских убыхи считались самыми непримиримыми противниками русского проникновения на Кавказ. В 1-й половине XIX в. убыхи участвовали в общечеркесских набегах на контролируемые русскими территории. Особо известны рейды убыхов совместно с медовеями и абадзехами, происходившие в верховьях Малой Лабы в конце 1837 г.

Уже в 1837 г. русские начали переговоры с убыхами, пытаясь склонить тех к покорности. Убыхов представлял Беярслан Берзеков.

Переговоры убыхов с русскими велись постоянно. Очень часто, как можно судить из русских донесений с Кавказа, основной целью таких переговоров для убыхов был выигрыш времени для перегруппировки боевых отрядов.


В феврале 1840 г. убыхи взяли форт Лазарева, который в марте был отбит русскими войсками. В сентябре 1840 г. 7 тыс. убыхов планировали поход против верной русским Абхазии. Силы убыхов скопились на р. Цандрипш. Перегруппировка русских и абхазских войск привели к отступлению убыхских отрядов.

В том же 1840 г. убыхи активно действовали против джигетов, которые в основной массе были покорны русским. Убыхи также подталкивали к сопротивлению русским шапсугов и натухайцев.

В 1841 г. вспыхнул мятеж в Гурии (Грузино-Имеретинская губерния), за которым русское командование на Кавказе видело влияние убыхов. В октябре 1841 г. русские предприняли успешную военную экспедицию против убыхов, в результате которой убыхские племена частично принесли присягу на верность России.

В самом конце 1840‑х гг. большая часть черкесов склонялась к созданию союза черкесских племен и принятию присяги на верность России. На это имелось решение общечеркесского собрания в Адагуме. Однако на первенство в таком союзе племен претендовали убыхи, и идея верного России черкесского образования так и осталась нереализованной.

Накануне Восточной (Крымской) войны турецкие эмиссары стали активно действовать среди убыхских племен, призывая к активным выступлениям против русских. Русские донесения периода Крымской войны отмечают политическую разобщенность убыхского общества: часть поддерживала Зан оглы Сефер-бея, другая – Мухаммада Амина, наиба Шамиля. Эти разногласия препятствовали совместным выступлениям всех черкесских племен против русских. Политические споры дополнялись междоусобицей двух убыхских фамилий – Берзек и Чизма.

Русские видели основную угрозу в действиях Мухаммада Амина, поощряя убыхов к неподчинению власти наиба Шамиля в Черкесии. Работа русских лазутчиков частично приносила плоды: старейшины убыхских племен не поддержали Мухаммада Амина, в то время как простой народ с охотой шел за ним.

В феврале 1852 г. убыхи вновь попытались вторгнуться в Абхазию, собрав 3-тысячный отряд, однако и эта попытка была пресечена русскими.

С началом Крымской войны, в октябре 1853 г., Мухаммад Амин возглавил выступления вооруженных убыхских отрядов против Джигетии.

В начале 1850-х гг. открытое недовольство русскими стал выражать Хаджи Керендух Берзек, убыхский князь, который некоторое время находился на русском довольствии. К 1855 г. Хаджи Керендух Берзек открыто перешел на сторону турецких войск, усиливая своими нукерами турецкие войска.

До конца 1850-х гг. русские не могли активно действовать на Кавказе, поскольку не имели поддержки флота.

Уже в 1860 г. возобновились переговоры между русскими и убыхами. В феврале 1860 г. русские лазутчики, бывшие у убыхов, сообщили, что убыхи готовы тянуть время и, при любом удобном случае, возобновить борьбу. В случае неудачи сопротивления, убыхи готовы были уехать в Турцию.

Переговоры с русскими то прерывались, то возобновлялись. К убыхам продолжали наведываться турецкие агенты, обещая защиту от русских. Интересно отметить, что в 1860 г. источники показывали: основной статьей дохода убыхов была торговля невольниками; хотя убыхские племена жили на плодородной земле, ее обработкой убыхи не занимались.

На заключительном этапе русско-черкесской войны в июне 1861 г. убыхи, а также абадзехи и часть абхазских племен собрали меджлис недалеко от Сочи, в долине реки Псахе (Мамайка). Эта попытка объединения черкесских племен не удалась. В апреле 1864 г. в устье реки Дагомыс командующий русских войск генерал В.А.Гейман принял капитуляцию убыхов от дагомукского князя Хаджи Керендуха Берзека. В мае 1864 г. в Кбааде состоялся победный парад русских войск.

С 1858 по 1865 гг. в Османскую империю уехало 74 567 убыхов. После массового исхода убыхов в Турцию, на Кавказе осталось около 80 убыхских семейств.


С этим читают