Борьба неприкасаемых: в индии президентом избрали представителя низшей касты

История

По одной из версий, группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён, не включённых в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие «грязные» занятия, как уборка мусора, дво­ров и улиц, ас­се­ни­за­тор­ские ра­бо­ты, работа с кожей или глиной, до­бы­ча из­вест­ня­ка, об­ра­бот­ка стро­ительного кам­ня, убой ско­та, сви­но­вод­ст­во, пле­те­ние ци­но­вок и ве­рё­вок и т. д. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Неприкасаемые формально считались индуистами, но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. Некоторые неприкасаемые исповедовали гаудия-вайшнавизм. Также они могли быть адептами тантрических и шиваитских традиций.

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди. Он стал называть их хариджанами («людьми Бога»). Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетёнными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Однако, не­смот­ря на уго­лов­ный за­прет прак­ти­ки не­при­ка­сае­мо­сти, далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости. По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе, в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, каждый день три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооружённых погромщиков напала в городе Миапур (штат Бихар) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права: далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте — могут спровоцировать насилие.

Миллионы далитов перешли в ислам, христианство или буддизм, чтобы вырваться из кастового индуистского общества. Но следы кастовой иерархии сохраняются и в христианских, и в мусульманских общинах (см. христианские касты, мусульманские касты).

Далиты ведут борьбу за равноправие. Они входят в чайные и бьют «отдельную посуду» (кастовая система принуждает далитов пить из «своих» чашек). Они проникают в храмы, нарушая древний индуистский запрет на вход далитов в священные места. По индуистской традиции, жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда далиты пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. В июне 2008 года в штате Раджастхан жених-далит впервые проехал на лошади под охраной 400 полицейских, машин «скорой помощи» и медицинских бригад.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов по всей Индии появились далитские политические партии. Выборы 1998 года показали, что консолидация далитов с другими меньшинствами привела к созданию влиятельного избирательного блока во многих городах Индии. Наиболее ярким примером эмансипации далитов является К. Р. Нараянан, президент Индии в 1997—2002 гг. Кроме того, на должность премьера штата Уттар-Прадеш трижды избиралась Маявати — не просто далит, но представительница подкасты «кожевников», исторически одной из наиболее презираемых внутри далитов. В 2008 году первый далит стал судьёй Верховного суда Индии.

Хотя кастовая дискриминация была запрещена, а неприкасаемость запрещена Конституцией Индии, такая практика всё ещё широко распространена. Для предотвращения притеснений, нападений, дискриминации и подобных действий против этих групп в 1995 году правительство Индии приняло . По­ли­тические объ­е­ди­не­ния низ­ших каст — Рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия (с кон. 1950-х гг.), организация «Пан­те­ры да­ли­тов» (с нач. 1970-х гг.), Партия большинства народа (1980-е гг.) по­сто­ян­но под­ни­ма­ли во­прос о за­ме­не на­име­но­ва­ния ха­рид­жа­ны на да­ли­ты и пре­одо­ле­нии про­дол­жаю­щей­ся дис­кри­ми­на­ции бывших неприкасаемых.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства.


Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это – финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно про джати Вы можете узнать из статьи “Что такое индийские варны“.

Касты

Таким образом, более сбалансированным представляется мнение Сюзан Бэйли, которая доказывает, что, хотя варно-кастовая структура общества в нынешнем виде и является в значительной степени продуктом британского колониального наследия, сами касты как единицы социальной иерархии в Индии не взялись просто так «из воздуха». Представление середины ХХ века о тотальной иерархичности индийского общества и о касте как основном структурообразующем его элементе, что лучше всего описано в работе «Homo Hierarchicus» Луи Дюмона, также считается несбалансированным.

Важно заметить, что существует разница между понятиями «варна» и «каста» (слово, заимствованное из португальского), или «джати». «Джати» означает более мелкую иерархическую общность, которая предполагает не только профессиональную, но и этническую и территориальную характеристики, а также принадлежность к определенному клану

Если вы брахман из Махараштры, это не значит, что вы будете придерживаться таких же ритуалов, как и брахман из Кашмира. Есть некие общенациональные ритуалы, например подвязывание брахманского шнура, однако в большей степени ритуалы каст (принятие пищи, брак) определяются на уровне маленькой общности.

Варны, которые, как предполагается, представляли собой профессиональные сообщества, в современной Индии практически не играют этой роли, за исключением, пожалуй, жрецов-пуджари, которыми становятся брахманы. Случается, что представители некоторых каст не знают, к какой варне они принадлежат. Постоянно происходит смена положения в социально-экономической иерархии. Когда Индия стала независимой от Британской империи в 1947 году и выборы начали проходить на основе равного прямого голосования, начал меняться баланс власти в разных штатах в пользу тех или иных варно-кастовых общностей. В 1990-е годы произошло дробление партийной системы (после долгого и почти безраздельного периода нахождения у власти Индийского национального конгресса), были созданы многие политические партии, которые в своей основе имеют варно-кастовые связи. Например, в крупнейшем по населению штате Уттар-Прадеш постоянно сменяют друг друга у власти Социалистическая партия, опирающаяся на крестьянскую касту ядавов, которые тем не менее полагают себя кшатриями, и Бахуджан самадж парти, провозглашающая отстаивание интересов неприкасаемых

Неважно даже, какие социально-экономические лозунги выдвигаются, они просто отвечают интересам своей общности

Сейчас на территории Индии существует несколько тысяч каст, и их иерархические отношения нельзя назвать стабильными. В штате Андхра-Прадеш, например, шудры более богаты, чем брахманы.

Следы неведомых людей

Исследования 2016 года вызывали много вопросов: геном современного человека, у которого искали чужеродные гены, специалисты сравнивали с ДНК тех, от кого он их мог получить.

К тому времени геном неандертальцев уже хорошо изучили, а вот главным источником информации о денисовских людях оставались кость фаланги пальца и несколько зубов из алтайской пещеры. Учитывая, что с Homo sapiens, как считается, смешались денисовцы, жившие на юге Азии или востоке Индонезии — далекие популяции часто отличаются друг от друга, — следы таинственного гоминида вполне могли принадлежать именно им.

Ученые считают, что Homo sapiens и предковая по отношению к ним популяция несколько раз скрещивались с представителями других видов Homo. Благодаря этому в ДНК современных людей есть участки, унаследованные и от неандертальцев, и от денисовцев

Однако четыре года спустя исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) предложили новую методику поиска древней примеси в ДНК современных людей. Знать геном того, от кого она унаследована, уже не требовалось. То есть ученые могли обнаружить следы гибридизации наших предков с вымершими видами Homo, от которых не осталось ничего — ни костей, ни зубов, ни орудий труда.

Первые, на ком испытали новый подход, — западноафриканские народы йоруба и менде. Эксперты проанализировали 405 их полных геномов и выделили от двух до 19 процентов неизвестной ранее архаичной ДНК. Значит, предки современных африканцев скрещивались с видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад — до появления неандертальцев и денисовцев.

Предки западноафриканского племени йоруба скрещивались с неизвестными пока видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад


Демографическое моделирование показало: гибридизация проходила не позднее 43 тысяч лет назад — примерно в то время, когда в Европе неандертальцы стали смешиваться с Homo sapiens.

Правда, за что именно отвечают гены, переданные таинственным предком, и какую роль они сыграли в выживании западноафриканских народов, пока не понятно.

Жители Дхарави и их быт

Условия жизни в нищих поселках сильно отличаются от проживания горожан в Мумбаи. Несмотря на различные религии и касты, в поселках бедняков нет неприязни по религиозным признакам. Жизнь индийцев в поселениях проходит в бедности и ужасных жилищных условиях.

Самые бедные слои населения ютятся в палатках, расположенных там, где построить дома не представляется возможным. Для этого выбирают участки, прилегающие к железной дороге или на берегу моря, реки, канала. В отличие от других стран, где жилье на побережье считается престижным, в Индии это места для самых неимущих, из-за сильного загрязнения воды и прилегающих территорий.

Дети из близлежащих палаток играют прямо на железной дороге, она же – единственная дорога для выхода в цивилизацию, которой пользуются бедняки. При приближении состава взрослые и дети разбегаются в стороны, главное – успеть убежать из-под колес надвигающегося поезда. Палаточные городки недолговечны, их уносят сильные ветры, они горят от разведенных для обогрева костров, страдают от сильных дождей.

Также есть постройки из листов железа и фанеры. Это очень маленькие комнатушки с большим количеством проживающих. Наверх построенного жилища устанавливают следующее, выстраивая несколько этажей. Создание жилья ведется хаотично, невозможно понять, где заканчивается одна постройка и начинается другая. Там нет адресов, названия улиц и номеров домов, и ни на какой карте эти места не обозначены.

В окрестностях проживания очень грязно – мусор, отходы и нечистоты выбрасываются прямо на улицу или в протекающую поблизости реку или канал. Одним туалетом пользуются пять-десять семей, а это до пятидесяти, а то и больше человек. Малую нужду справляют, где придется. Некоторым беднякам туалетом служат сточные канавы. Водой эти районы тоже не балуют, поэтому у всех жителей стоят бочки с водой для питья, готовки, мытья и стирки. Из-за маленькой площади в жилище только спят, а готовят, едят, моются на улице. Никого не смущает, что все это происходит на глазах у других жителей.

Кастовая структура индийского общества

Несмотря на сложность воссоздания полной структурной картины каст в далеком прошлом, все же можно выделить исторически сложившиеся в Индии группы. Их пять.

Самая высшая группа (варна) брахманов включает в себя госслужащих, крупных и мелких землевладельцев, жрецов.

Далее идет варна кшатриев, в которую вошли касты военных и земледельцев – раджапуты, джаты, маратха, кунби, редди, капу и др. Некоторые из них образуют феодальную прослойку, представители которой в дальнейшем пополняют низшие и средние звенья класса феодалов.

Следующие две группы (вайшьи и шудры) включают в себя средние и низшие касты земледельцев, должностных лиц, ремесленников, слуг общины.

И наконец, пятая группа. В нее включены касты слуг общины и земледельцев, лишенных всяческих прав на владение и пользование землей. Они называются неприкасаемыми.

«Индия», «каста неприкасаемых» – понятия, неразрывно связанные друг с другом в представлении мирового сообщества. Между тем в стране с древней культурой продолжают чтить обычаи и традиции предков по разделению людей согласно их происхождению и принадлежности к какой-нибудь касте.

История

Проект «Неприкасаемые» официально начал своё существование летом 1994 года, хотя последняя грандиозная акция «Бригады С» — выступление в органном зале города Калининграда фактически была уже другой группой. По сути, это уже были «Неприкасаемые» — отчасти супергруппа (так как все участники имели высокую репутацию в отечественном роке), отчасти сессионный проект (поскольку почти все они были параллельно заняты собственными проектами). Во время этого концерта исполнялись песни, вошедшие в дебютный альбом Неприкасаемых. В состав группы вошли такие известные музыканты как Сергей Воронов — гитара и губная гармоника, Анатолий Крупнов — бас-гитара, Павел Кузин — барабаны, Рушан Аюпов — клавишные и баян, Алексей Ермолин — саксофоны, и Александр Казанков — этнические флейты.

В 1994 году был записан и выпущен первый альбом «Брёл, брёл, брёл», сразу ставший популярным благодаря таким песням как «Напои меня водой» и «Ольга», которые считаются одними из лучших песен и постоянно исполняются на концертах. Вскоре Павла Кузина за барабанами сменил Александр Косорунин. Группа участвовала в Московском международном рок-фестивале «Европа-плюс» на стадионе «Динамо» на одной сцене с Deep Purple и Status Quo в июне 1996 года. Летом 1996 года вышел альбом «Неприкасаемые-2». 30-минутный диск, содержавший видеоклип на песню «Напои меня водой» довольно низкого качества, было сложно назвать полноценным альбомом. 27 февраля 97 года умирает басист Анатолий Крупнов. На его место приходит Алексей Осташев.

Russian Winter Festival, Лондон, 2007

К весне 1997 года Гарик закончил монтаж своей картины «Кризис среднего возраста» и группа активизировала гастрольную деятельность. В августе 1998 умирает саксофонист Алексей Ермолин. В 1998 Неприкасаемые выступили в лондонском зале «Астория» и в прямом эфире лондонского BBC в программе Севы Новгородцева в ноябре .

В 1999 году группа отыграла три большие концертные программы («Канарейки, 9-й калибр и тромбон», «Барышня и Дракон» и «Людоед пойман»). Группа выступает на крупных фестивалях — «Максидром», «Байк-шоу», «Крылья» и «Нашествие». В 2000-м — умирает барабанщик Александр Косорунин. Минувший век завершили рок-фестивалем в Нью-Йорке и концертом «От Бригады С до Неприкасаемых» в Санкт-Петербурге и Москве, где прозвучали старые хиты «Бригады С» и старые-новые — «Неприкасаемых». Гарик Сукачёв и Сергей Галанин выступили на одной сцене, а два состава объединились в один.

2001 год «Неприкасаемые» начали с выступления на одной сцене с Эмиром Кустурицей и «The No Smoking Orchestra», премьерой фильма Гарика Сукачёва «Праздник», музыку к которому написал кинорежиссёр Пётр Тодоровский. В конце 2001 года группа гастролировала в Израиле, где выступила на известных площадках — «Аудиториум» и «Синерама». В 2002 году в День защитника Отечества «Неприкасаемые» презентовали в ДК Горбунова новый альбом «Ночной полёт», куда вошли как известные до этого по концертным выступлениям «Полюби меня», «Моя бабушка курит трубку» и «Грязная песня», так и новые произведения. В 2005 году вышел последний альбом группы «Третья чаша».

31 декабря 2013 года на официальной странице Гарика Сукачёва в фейсбуке появилось следующее сообщение: «27 декабря 2013 года группа Неприкасаемые прекратила существование».

Быт касты неприкасаемых


Жизнь невольных участников касты отличается от жизни остальных граждан страны. Индия не может похвастаться высоким уровнем медицины. Большинство улиц загрязнены нечистотами. Антисанитария и огромное количество опасных болезней – вот главное достояние Индии.

Из-за жаркого климата и быстрого распространения инфекций, общение и тактильный контакт с людьми, занимающимися черной работой, сведен к минимуму.

Именно, исходя из этих соображений, на касту неприкасаемых наложено большое количество запретов:

  • неприкасаемым (далитам) запрещено пользоваться общественными колодцами;
  • под запретом также находится посещение общественных храмов;
  • далиты не имеют право посещать общественные столовые. На сегодняшний день это правило немного смягчили. Теперь большинство столовых имеют комнату для неприкасаемых, а также стеллаж с посудой специально для представителей касты;
  • далитам запрещено входить в магазин. Для того, что бы совершить покупку, представителю касты необходимо положить деньги на пороге магазина и попросить принести нужный товар;
  • хождение по тротуарам для далитов также запрещено. Это связано с тем, что во время прогулки «неприкасаемый» может ненароком столкнуться с представителем более высших каст;
  • до недавнего времени далитам было запрещено пользоваться общественным транспортом. Сегодня в распоряжении касты имеются личные автобусы и вагоны третьего класса.

Интересно! Жуткие традиции первой брачной ночи в Африке

Нельзя утверждать, что неприкасаемые – это нищие слои населения. Данная каста делится на подгруппы, и некоторые из них ведут по меркам Индии достаточно сытую жизнь.

  • Чандалы. Самый низший класс далитов. К ним относятся граждане, которые максимально близко соприкасаются с нечистотами: ассенизаторы, мусорщики и чистильщики каналов. В Индии ходят слухи, что именно эти люди едят собак. Общение с ними действительно является небезопасным и может принести вред здоровью;
  • Чамары. К данной группе неприкасаемых относятся граждане, чья деятельность связана с разделкой трупов животных – рыбаки, работники скотобоен и кожевенники. Далиты этого класса имеют постоянный заработок. Иногда их месячный доход превышает доход представителя более элитных каст. Но из-за прямого контакта с трупами животных, общение с чамарами считается опасным;
  • Хаджджам. Эта группа далитов предоставляет парикмахерские услуги для жителей Индии. Им разрешено прикасаться только к волосам клиента. В некоторых районах Индии хаджджамам разрешено рвать зубы клиентам;
  • Чаран. Иначе говоря, это бродячие артисты. Их деятельность не связана с нечистотами, но в силу своего кочевого образа жизни, им приписывают наличие опасных заболеваний;
  • Агхори. Самый опасный вид неприкасаемых. Этих людей считают каннибалами и изгоями;
  • Вешья. Это представители женского населения города Мумбаи, которые предоставляют услуги интимного характера. Они действительно опасны для окружающих, так большинство из них заражены СПИДом.

Каста неприкасаемых существенно снижает рейтинг Индии среди остальных государств. Именно далиты составляют большую часть беднейшего населения страны. Получить достойное образование представители касты не имеют возможности. Большинство детей самостоятельно принимают решение уйти из школы из-за постоянного прессинга и унижения одноклассников.

Неприкасаемые – история появления в древней Индии

Существует несколько теорий происхождения касты неприкасаемых. 

  1. Первая из них гласит, что к ним относили людей из племен, проживающих на территории древней Индии, которые не участвовали в завоевании земель. Люди жили отдельно от других жителей, не имели собственной земли и вынуждены были заниматься любым ремеслом для того, чтобы обеспечить свое существование. Как правило, их нанимали только на самые грязные и унизительные  работы. 
  2. Вторая теория, к которой склоняется большинство историков, состоит в перенаселении страны, которое порождало массовое распространение различных инфекций. Врачевание в древней Индии было недостаточно эффективным и тогда нашли единственный выход – изолировать вероятных источников болезни. В группу риска как раз и входили представители «грязных» профессий. Спустя сотни лет, под воздействием мощных религиозных убеждений, отчуждение неприкасаемых стало куда глубже, чем просто изоляция. 
  3. Очень долгое время людям высших каст нельзя было не только трогать неприкасаемых и их вещи, но и наступать на их тень и даже смотреть на них. Человека из ачхут могли забить камнями до смерти, если его тень попала на Брахмана – представителя высшей касты.

2.

Не прикасайтесь Представители остальных каст презрительно относятся к этим людям, но в то же время боятся их. Дело в осквернении. Если далит дотронется до человека высшей касты (пусть даже заденет краешек одежды), то оскверненный будет вынужден долгие годы посвятить очистке своей кармы от скверны. Возможно, дело тут и в том, что далиты занимаются самой грязной работой в Индии, в частности их усилиями чистятся общественные туалеты и убираются трупы животных. Они не могут посещать храмы, им запрещено даже ступать на территорию домов других каст. Их могут избить, оскорбить или убить. Даже просто за то, что они опустили в общественный колодец свое ведро. Они рождаются изгоями и несут свой крест независимо от желаний и стремлений. Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы. Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу. Целый месяц она подвергалась издевательствам. Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог. А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.

История возникновения неприкасаемых

Низшая каста в Индии — неприкасаемые — своим появлением обязана историческому процессу, протекавшему в Средние века в регионе. В те времена Индия была завоевана более сильными и цивилизованными племенами. Естественно, что захватчики пришли в страну с целью порабощения ее коренного населения, уготовив ему роль прислуги.

Для изоляции индийцев селили в специальных поселениях, построенных отдельно по типу современных гетто. Цивилизованные чужаки не допускали аборигенов в свое сообщество.

Предполагается, что именно потомки этих племен впоследствии образовали касту неприкасаемых. В нее вошли земледельцы и слуги общины.

Правда, сегодня слово «неприкасаемые» заменено другим – «далиты», что означает «притесняемые». Считается, что «неприкасаемые» звучит оскорбительно.


Так как индийцы чаще употребляют слово «джати», а не «каста», то их количество сложно определить. Но все же далитов можно разделить по роду деятельности и месту проживания.

Неприкасаемость в современной Индии

В современной Индии неприкасаемость в большей степени практикуется в деревнях, где, как уже говорилось, ее в полной мере соблюдает примерно треть населения. Еще в начале XX века такая практика была сильно укоренена. Например, в одной из деревень Андхра-Прадеш неприкасаемые должны были пересекать улицы, привязывая к поясу пальмовые листья, чтобы заметать свои следы. Представители высших каст не могли наступать на следы неприкасаемых.

В 1930-е годы англичане изменили политику невмешательства и начали процесс позитивной дискриминации. Они установили процент той части населения, которая принадлежит к социально-отсталым слоям общества, и ввели резервированные места в создаваемых в Индии представительных органах, в частности, для далитов (досл. «угнетенных» — этим заимствованным из маратхи термином принято политкорректно называть неприкасаемых сегодня). Сегодня такая практика принята на законодательном уровне для трех групп населения. Это так называемые «списочные касты» (далиты или собственно неприкасаемые), «списочные племена», также «другие отсталые классы». Однако чаще всего все эти три группы сейчас можно определить как «неприкасаемые», признавая их особый статус в обществе. Они составляют более трети жителей современной Индии. Резервация мест создает непростую ситуацию, так как кастеизм был запрещен еще в Конституции 1950 года. Кстати, основным ее автором был министр юстиции Бхимрао Рамджи Амбедкар, который сам был из махараштрийской касты метельщиков-махаров, то есть сам был неприкасаемым. В некоторых штатах процент резервации уже превышает конституционную планку в 50%. Наиболее ожесточенная дискуссия в индийском обществе ведется по поводу занимающих наиболее низкую социальную позицию каст, занимающихся ручной очисткой выгребных ям и подвергающихся наиболее сильной кастовой дискриминации.

Антон Зыков

MPhil (Oxford University), преподаватель открытой программы «Персидский язык и культура Ирана» НИУ ВШЭ 

Эволюция варновой системы

Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.

В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».

Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

Британская Индия

В XVII веке через Ост-Индскую компанию началась британская колонизация Индии. Англичане не пытались изменить социальную структуру индийского общества, их в первый период своей экспансии интересовала только торговая прибыль. Впоследствии, однако, когда под фактическое управление компании подпадали все бо́льшие территории, чиновники были озабочены успешным административным контролем налогов, а также изучением того, как организовано индийское общество и «естественные законы» его управления. Для этого первым генерал-губернатором Индии Уорреном Гастингсом были наняты несколько бенгальских брахманов, которые, разумеется, продиктовали ему законы, закрепляющие доминирование высших каст в социальной иерархии. С другой стороны, чтобы структурировать налогообложение, нужно было сделать так, чтобы люди стали менее мобильны, реже перемещались между разными областями и провинциями. А что могло обеспечить их закрепление на земле? Только помещение их в определенные социально-экономические общности. Англичане начали проводить переписи, где также указывалась кастовая принадлежность, таким образом она закреплялась за каждым на законодательном уровне. И последним фактором стало развитие крупных промышленных центров, таких как Бомбей, где формировались кластеры проживания отдельных каст. Таким образом, в период правления ОИК кастовая структура индийского общества приобрела более жесткие очертания, что заставило ряд исследователей, таких как Никлас Деркс, говорить о касте в том виде, в котором они существуют сегодня, как о социальном конструкте колониализма.

Команда британской армии по игре в поло в Хайдарабаде (Hulton Archive // gettyimages.com)

После довольно кровавого Сипайского восстания 1857 года, которое в индийской историографии иногда называется Первой войной за независимость, королева издала манифест о закрытии Ост-Индской компании и присоединении Индии к Британской империи. В том же манифесте колониальные власти, боясь повторения волнений, давали обещание не вмешиваться во внутренний порядок управления страной, касающихся ее социальных традиций и норм, что также способствовало дальнейшему укреплению кастовой системы.

4.

Как вырваться из неприкасаемых Процент неграмотности достигает среди Далитов до 70%, так как вынести издевательства в школе способны не все дети. Далиты продолжают работать на самой низкооплачиваемой и грязной работе, многие – безработные. Среди них есть миллионеры и политики, но их очень мало. Например, Ашок Кхад, который принадлежал к касте кожевников и приложил нечеловеческие усилия, чтобы выучиться и получить профессию инженера. Сегодня он владеет компанией с миллионными оборотами. Самый яркий пример – Кочерил Раман Нарайянан. Этот человек из неприкасаемых смог стать президентом Индии и занимал пост с 1997 по 2002 год. Самый простой способ вырваться из касты неприкасаемых – сменить религию. В начале 19 века далиты стали активно переходить в буддизм, тем самым говоря «прощай» кастовой унизительной системе. Некоторые принимают ислам и христианство, но буддизм, как одну из традиционных религий страны, предпочитает большинство бывших далитов. Есть и незаконные способы, например, подделка документов. Многие фамилии как бы «привязаны» к кастам. Но, люди, которые на это решились, чаще всего бегут из мест, где знали их предков.


С этим читают