Михаил кутузов (крейсер)

Современное использование

На крейсере расположена базовая станция компании МТС, которая обеспечивает высокое качество радиосигнала в центре города и на территории морвокзала, где проходят общегородские праздничные мероприятия, парады и концерты.

В 2014 году запланирован ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. В 2014 проживающая в Севастополе группа ветеранов, служивших в разное время на крейсере, выступила с инициативой перевода корабля обратно в Севастополь.

В День Победы 9 мая 2016 года в Новороссийске, по замыслу организаторов данного мероприятия, крейсер «Михаил Кутузов» произведёт артиллерийский салют во время проведения военного парада.

Закрыт на ремонт в 2018 году, окончание ремонта — к 2020 году. На середину июля крейсер стоит в порту Новороссийск и успешно принимает туристические экскурсии со всего мира.

Служба

Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава Военно-морского флота 3 июля 1992, находился на отстое в Севастополе, властями рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 был передислоцирован в Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

С начала первого похода прошел 211900 миль.

На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

Модернизации и переоборудования


Посадка вертолета К-15

В мае 1955 г. в районе Севастополя на крейсере «Михаил Кутузов» проводились испытания вертолетов Ка-15 и Ми-1, для приема которых на юте была оборудована специальная площадка.

В 1956 г. установили новую РЛС дальнего обнаружения воздушных целей П-8, антенна которой размещалась на площадке грот-мачты.

С 16 октября 1966 г. по 11 сентября 1967 г. крейсер прошел текущий ремонт на ССЗ № 497 в Севастополе. Была выполнена также частичная модернизация радиоэлектронного вооружения, демонтирована РЛС П-8 (заменена на РЛС «Киль-У») и установлена на кормовой площадке РЛС П-10. Одновременно были демонтированы батареи 37-мм автоматов В-11М в носовой части и за первой дымовой трубой, а на их местах оборудовали соответственно носовой и кормовой штурманские классы для обучения курсантов.

В период с 30 марта 1979 г. по 30 апреля 1986 г. крейсер прошел на Севастопольском Морском заводе им. С. Орджоникидзе капитальный ремонт и модернизацию по проекту 68А (одновременно на прежних местах взамен упраздненных штурманских классов были восстановлены 37-мм автоматы В-11М).

Проект 68А предусматривал увеличение эффективности ПВО корабля, а также средств связи и управления соединением для возможного использования крейсеров в качестве флагманских кораблей и кораблей огневой поддержки.

Усиливались зенитные огневые средства самообороны корабля — за счет установки на площадках вокруг носовой надстройки восьми спаренных 30-мм автоматов АК-230 с дистанционным управлением и 4-я СУ МР-104 «Рысь», размещались они двумя группами, носовой и кормовой, по 4 установки в каждой.

Надстройка за счет расширения оперативной рубки и мостиков становилась массивнее.

Корабль получал так же автономную доплеровскую аппаратуру «Штырь-М», аппаратуру «Звездочка-68А», «Цунами-БМ», дозиметрические приборы КДУ-4А, АГФ-1М, ЗУК-2, КИД-6Д, а также приемо-передающие устройства передачи грузов на ходу системы «Струна 2П-400».

Полностью заменялась аппаратура радиосвязи и радиоэлектронного противодействия, а также холодильные машины. На борту оборудовался флагманский командный пункт (ФКП) с необходимыми средствами связи и управления, увеличивались углы обзора РЛС.

Остальное вооружение и средства связи в целом сохранялось по исходному проекту.

Наименование элементов По пр.68-бис(на 1967 г.) По пр.68А(на 1985 г.) Примечание
Длина наибольшая 209,9 209,9
Длина по КВЛ 204,96 204,96
Ширина наибольшая (с броней) 21,97 21,97
Ширина по КВЛ 21,37 21,37
Осадка носом 7,27 7,88 для полн. водоизмещения
Осадка кормой 7,27 7,96 для полн. водоизмещения
Осадка средняя 7,27 7,92 для полн. водоизмещения
Высота борта в носу 14,79 14,79 для станд. водоизмещения
Высота борта на миделе 13,49 13,49 для станд. водоизмещения
Высота борта в корме 11,39 11.39 для станд. водоизмещения
Водоизмещение (т.), стандартное 13285 14860
Водоизмещение (т.), нормальное 14833 16810
Водоизмещение (т.), полное 16362 18360
Мощность ГЭУ, л.с. 125000 л.с. 125000 л.с. полная
Скорость хода (уз.) оперативно-экономическая 18,2
Скорость хода (уз.) крейсерская 23,2
Скорость хода (уз.) полная 32,0
Дальность плавания, мили 5220(18,2); 4100(23,2); 2080(32,0)
Главный калибр 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис 4×3-152 мм АУ; MK-5-бис
Универсальный калибр 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc 6×2-100 мм АУ СМ-5-lc
МЗА 16×2-37 мм АУ В-11 16×2-37 мм АУ В-11; 8×2-30 мм АУ АК-230
Комплектация, чел. 1200 1057

Почему стоит посетить крейсер «Кутузов» в Новороссийске?

Одной их главных причин, почему стоит хотя бы раз побывать на палубе знаменитого объекта Черноморского флота, является интересная история о послевоенных временах Советского Союза. То, каким важным стратегическим объектом в свое время был корабль «Михаил Кутузов», будет полезно послушать даже самым эрудированным знатокам истории. На данный момент крейсер занесен в список исторически важных уникальных объектов ЮНЕСКО, а также судну присвоен статус музея-памятника военной истории.

Экскурсия по кораблю будет интересна как школьникам, так и взрослым людям, которые хотят узнать больше о Черноморском флоте СССР. Прогуливаясь по палубе, опытный экскурсовод расскажет много интересной информации о том, как создавался крейсер, в каких условиях жили моряки и в какие задачи были поставлены перед экипажем стратегического судна. Посетить крейсер-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске — это отличный способ расширить знания о событиях военного противостояния между двумя сверхдержавами во времена Холодной Войны.

Служба

Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота — в городе-герое Севастополе.

В мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1.

Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах, в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году.

Во время взрыва линкора «Новороссийск» «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

Летом 1957 года крейсер совершил переход Севастополь — Ленинград — Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского Флота на Неве. Было пройдено 4500 миль.

14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен Вечный огонь из Севастополя, с Малахова кургана. Вечный огонь был зажжен на площади Героев в городе Новороссийске.

В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.

В июне 1964 года «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль (БПК) «Сознательный», БПК «Комсомолец Украины» вышли в Средиземное море для проведения боевой службы.

В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флагманским кораблем 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

В марте — апреле 1970 года крейсер принимает участие в общефлотских учениях «Океан», в которых были задействованы все флоты.

В 1972-1973 годах, по данным соответствующей статьи Википедии, на крейсере служил Никита Михалков. Специально для этого крейсер был переведен на Камчатку, на ТОФ, а после демобилизации будущего кинорежиссера — возвращен обратно в состав ЧФ. Разумеется, данная информация не соответствует действительности — будущий кинорежиссёр проходил службу в Петропавловске-Камчатском, в составе полуэкипажа (войсковая часть 20592).

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава Военно-морского флота 3 июля 1992, находился на отстое в Севастополе, властями рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. В 1990-е находился в Новороссийске на нынешнем месте. 23-25 августа 2001 вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

С начала первого похода прошел 211900 миль и выполнил 15 дальних морских походов.Более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.

На крейсере находится филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. В данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

Боевой путь корабля

Легкий артиллерийский крейсер проекта 68бис «Михаил Кутузов» (заводской № С-385) был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве (ныне Украина) 22 февраля 1951 года. 29 ноября 1951 года состоялся спуск корпуса крейсера на воду.

9 августа 1954 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день считается днем рождения крейсера. 31 января 1955 года крейсер был зачислен в состав боевых кораблей Черноморского флота. Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота — в городе-герое Севастополе. Как боевая единица крейсер находился в составе кораблей 1-й линии постоянной готовности по октябрь 1988 года и после произведенной модернизации был выведен из состава сил постоянной готовности и переведен в резерв 3-й категории, т.е. законсервирован. В состоянии консервации крейсер находился до 28 августа 1998 года, затем он был выведен из состава боевых кораблей флота и переведен в разряд «военного имущества» и на базе крейсера был создан филиал музея ЧФ. 23 августа 2001 года с помощью буксира крейсер «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход из Севастополя в порт Новороссийск.

25 августа 2001 года крейсер прибыл в Новороссийск, где был поставлен на вечную стоянку у причала Морского вокзала города.

Вернувшись в 1950-е годы, отметим, что в мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолета Ка-15 и Ми-1.


29 октября 1955 года в Севастополе на внутреннем рейде взорвался линкор «Новороссийск». Для оказания помощи терпящему бедствие линкору с крейсера «Михаил Кутузов» была выделена аварийно-спасательная партия, состоящая из 35 человек, 27 из них погибли…

Летом 1957 года крейсер совершил переход Севастополь — Ленинград — Севастополь для участия в праздновании Дня Военно-Морского Флота на Неве. Было пройдено 4500 миль.

14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен Вечный огонь из Севастополя, с Малахова кургана. Вечный огонь был зажжен на площади Героев в городе Новороссийске.

В июне 1964 года «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль (БПК) «Сознательный», БПК «Комсомолец Украины» вышли в Средиземное море для проведения боевой службы.

31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флагманским кораблем 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

В марте — апреле 1970 года крейсер принимает участие в общефлотских учениях «Океан», в которых были задействованы все флоты.

В 1968-1973 годах крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно принимал участие в оказании «братской военной интернациональной помощи» арабским странам: Сирии, Ливану, Египту в войне против Израиля.

Дальние походы стали настоящей школой для многих поколений моряков, а палуба крейсера превратилась в кузницу боевых офицеров и адмиралов флота (17 адмиралов, 78 капитанов 1 ранга), более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.

Экипаж крейсера достойно пронес советский Военно-морской флаг по многим морям и океанам, успешно выполняя все поставленные перед ним задачи. Осуществляя свою миссию, служившую укреплению мира, доверия и дружбы между народами, корабль посетил порты Югославии, Албании, Египта, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии. В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб, шел более 220000 миль.

Шефство над крейсером «Михаил Кутузов» в 60-80-е годы прошлого века осуществляла комсомольская организация города Новороссийска. Многие здешние призывники прошли школу мужества и получили путевку в жизнь на борту крейсера. «Михаил Кутузов» очень часто заходил в Цемесскую бухту. Поэтому не случайно место последней стоянки крейсера — Новороссийск.

Служба

Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.

Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин.

В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.

28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

С начала первого похода прошел 211900 миль.

На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, в данный момент функционирует, проводятся экскурсии.

Цены

Стоимость билетов в музей Петровских кораблей:

  • Взрослые — 300 руб.
  • Дети до 14 лет, пенсионеры, инвалиды — 200 руб.

Это цена с экскурсией, сюда можно попасть только таким образом. В ходе осмотра различных залов посетителей сопровождает рассказ гида. Длительность экскурсии — 1 час. Музей «Петровские корабли» Воронежа работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 20:00 часов, с подробным расписанием можно ознакомиться на сайте музея «Петровские корабли» Воронежа.

Билеты в музей Петровских кораблей можно купить на официальном сайте. Для этого нужно выбрать день и время посещения, определиться с местами и совершить онлайн-оплату. Электронный билет можно предъявить на экране или распечатать. Другой вариант приобрести билеты — непосредственно в кассе музея. Она работает ежедневно, кроме понедельника, с 09:00 до 18:00, с перерывом 15:00—16:00. Рекомендуется предварительно узнать о наличии билетов по телефону: 277-25-47.

Цены на билеты на официальном сайте музея Петровских кораблей в Воронеже

svetlanazaaytseva

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Для управления огнем ГК служила система ПУС «Молния АЦ-68-бис». Система ПУС «Молния АЦ-68-бис» была разработана в 1949 г.

В штатном режиме данные о цели и падении своих залпов поступали на счетные приборы от РЛС «Залп», а о параметрах движения своего корабля от датчиков лага «Гаусс-50», носового, кормового и центрального гиропостов, носового и кормового постов «Компонент».

РЛС «Залп» обеспечивала обнаружение надводных целей на больших дальностях и высокую точность определения их координат. Станция предназначалась для обеспечения стрельбы главным и универсальным калибром, выдавая данные по дальности цели, курсовому углу и отклонению точек падения снарядов от цели по всплескам. Антенна станции была стабилизирована в трех плоскостях и позволяла удерживать радиолокационный контакт с целью на волнении моря до 6 баллов. РЛС имела систему автоматического сопровождения целей по двум координатам и обеспечивала корректировку стрельбы по всплескам.

Торпедным вооружением корабля управляла система ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженная со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом.

История создания филиала

В 1994 году президиум совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» выступил с инициативой сохранить последнего представителя крейсеров проекта 68бис, оставив его для истории, как образец отечественного кораблестроения 50-х годов как неповторимый памятник технической архитектуры, превратив его в центр военно-патриотического воспитания молодежи и музей, пропагандирующий традиции Военно-Морского Флота. В 1996 году международная организация ЮНЕСКО приняла решение о включении крейсера «Михаил Кутузов» в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами национального значения.


Решение о выводе из состава флота и отправке на слом целого класса дорогостоящих артиллерийских крейсеров принималось Советским правительством и одобрялось ЦК КПСС. Поэтому, чтобы уберечь корабль «Михаил Кутузов» от газового резака, требовался тот же уровень — правительственный.

Когда начальник штаба ВМФ РФ, адмирал Виктор Кравченко узнал от совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» о решении ЮНЕСКО он сказал, что теперь нам отступать некуда, надо делать из крейсера музей. В июне 1998 года на Черноморский флот пришла директива Главнокомандующего ВМФ РФ, согласно которой крейсер исключался из состава флота и передавался в Отдел фондового имущества для дальнейшей утилизации.

Президиум совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» срочно собрался для обсуждения создавшейся, казалось, безвыходной ситуации.

Было принято решение обратиться лично к премьер-министру РФ Евгению Максимо­вичу Примакову, мудрому политику, знавшему флот не понаслышке.

Тут же на его имя написали обращение от имени совета ветеранов. Через несколько дней письмо от «кутузовцев» лежало на столе Примакова. Прочитав письмо, Примаков позвонил Главнокомандующему ВМФ РФ и сказал: «Я Вашу директиву на ЧФ о реализации крейсера на металл отменяю. Приказываю оставить его в составе флота в качестве корабля-музея!»

Так буднично и, казалось бы, совсем просто было принято окончательное решение о судьбе крейсера, решение, которое не могли оспорить ни ГК ВМФ РФ, ни Министерство обороны РФ. Обращение президиума совета ветеранов крейсера увенчалось успехом. Они шли к общественно-значимой цели последовательно и добились желанного результата — крейсер остался «в живых».

14 июля 1999 года вышла директива командующего ЧФ ДК-09 «Об организации на крейсере «Михаил Кутузов» филиала музея Черноморского флота».

В конце 1999 года Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение перевести крейсер «Михаил Кутузов» для дальнейшей стоянки в порт Новороссийск. Весной 2000 года крейсер был поставлен в «Плавдок-30» для подготовки к переходу в порт Новороссийск. 23 августа 2001 года корабль в сопровождении буксира «Шахтер» покинул родную севастопольскую бухту, а уже 25 августа прибыл в порт Новороссийск. Прошло несколько лет, и крейсер стал «визитной карточкой», символом города-героя Новороссийска, живой легендой ушедшей эпохи.

Приказом Министра обороны РФ от 6 февраля 2012 года № 216 «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» включен в штат Центрального военно-морского музея.

Прославленному крейсеру предстояло в Новороссийске обрести вторую жизнь, став первым на Черноморском флоте кораблем-музеем, кораблем боевой славы, хранителем боевых традиций и исторической преемственности многих поколений моряков-черноморцев.

Что можно увидеть во время экскурсии?

Когда-то экипаж «Михаила Кутузова» состоял из 1200 служащих. На корабле имеется около 2000 помещений различного назначения. По техническим и боевым характеристикам крейсер действительно являлся передовым для своего времени. Размеры корабля: 23 метра в ширину и 210 метров в длину.

Экскурсия по крейсеру начинается на палубе. Туристам предлагается лишь частично осмотреть корабль-музей в Новороссийске, но даже такая экскурсия подарит массу новых впечатлений каждому.

Одно из наиболее интересных помещений – кают-компания, где собирались офицеры. Также туристы могут посмотреть, как жили обычные матросы в своих кубриках, посетить медпункт, офицерскую каюту.

Во время экскурсии посетители узнают немало интересного о крейсере и российском флоте. В коллекции корабля-музея присутствуют исторические фото и документы. Легендарный крейсер не раз снимался в кино, упоминался в литературе и даже встречается в современных компьютерных играх. Очень интересно посетить его будет поклонникам перечисленных видов современного искусства.

На корабле жил Высоцкий

Крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно снимали в фильмах. На нём в Севастополе снимали «Увольнение на берег» (1961 г.) Роль матроса Петра играл Владимир Высоцкий. Артисты для лучшего вживления в образ надели матросскую форму и жили в кубрике личного состава. Ели, спали, поднимались по тревоге – как все члены экипажа. А, отдыхая от съёмок, Высоцкий пел морякам свои песни.

При этом сослуживцы по кораблю Высоцкого вспоминали, что артист был наравне с ними, простой, открытый и общительный.

Тогда Высоцкому повезло встретиться с Гагариным и Титовым. Всю съёмочную группу и актёров выслали на берег на время визита космонавтов, а Высоцкий настолько хорошо вжился в роль матроса, что его приняли за своего.

Историческая фотография визита космонавтов Гагарина и Титова на крейсер «Михаил Кутузов»

Кто только не был на борту корабля: космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, президент РФ Владимир Путин и даже президент Индонезии Сукарно и король Эфиопии Хайле Селассие I. Побывали на нём и мы.

Достоинства: крайне интересно, недорого, разрешают всё снимать на фото и видео. Экскурсия очень понравилась.


Недостатки: Главный минус экскурсии – мало показали и всё довольно быстро. Очень хотелось увидеть больше. Ведь на корабле чего только нет: камбуз, типография, библиотека, хлебопекарня, сапожная мастерская. Ни боевую, ни ходовую рубку не показали. А ведь человеку, который никогда не был на военном корабле, это чрезвычайно интересно.

Во время экскурсии надо соблюдать правила безопасности, о чём постоянно предупреждает экскурсовод. Категорически нельзя подходить к ограждениям по борту, так как леера тонкие и старые. К тому же могут лопнуть и отстрелить.

Те самые леера…

Детей сказали держать всё время за руку, не отпуская, так как могут упасть за борт, а там – глубина порядочная.

Он расположен на причале Морского вокзала. Адрес: Набережная им. Адмирала Серебрякова, 2а. Координаты: N44 43.266 E37 46.926.  Тел.: 8 (918) 114-65-85, 210-74-10, 8 (988) 314-75-83.

Как найти крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. По картам Яндекса

Можно доехать городским транспортом до остановки у кинотеатра «Смена».

Экскурсии проводятся с 11 до 18 часов, кроме понедельника.

Без экскурсовода вход запрещён. Экскурсия платная. Для взрослых – 200 рублей, для детей и пенсионеров – 100 рублей. Детишки до 7 лет бесплатно. Фото, видеосъёмка оплачивается дополнительно – 50 рублей.

Расписаний экскурсий нет. Как наберётся минимальное количество желающих – так и ведут. Экскурсии водят группами от 10 человек. Мы пришли первыми, поэтому пришлось ждать минут 15, пока подойдут другие желающие.

Будете в Новороссийске – обязательно побывайте на этом уникальном корабле!

Понравилась Вам экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

—————

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!


С этим читают