Швейцер, михаил абрамович

Ранние годы и семья

Альберт Швейцер появился на свет в религиозной семье 14 января 1875 года. Его отец был пастором, мать – дочерью пастора. С раннего детства Альберт ходил на службы в лютеранский храм и всю жизнь любил простоту обрядов этой ветви христианства. В семье было четверо детей, Альберт был вторым по счету ребенком и старшим сыном. Детство свое он провел в небольшом городке Гюнсбахе. По его воспоминаниям, это было очень счастливое время. В 6 лет его отдали в школу, и нельзя сказать, что это было для него удовольствием. В школе он учился посредственно, самых больших успехов он достиг в музыке. В семье велось много разговоров на религиозные темы, отец рассказывал детям историю христианства, каждое воскресенье Альберт ходил на службы отца. Уже в раннем возрасте у него возникло много вопросов о сути религии.


Семья Альберта имела не только глубокие религиозные, но и музыкальные традиции. Его дед был не только пастором, но и играл на органе, сам конструировал эти музыкальные инструменты. Швейцер приходился близким родственником известного впоследствии философа Ж.-П. Сартра.

Личная жизнь

В личной жизни Адриано Челентано оказался однолюбом. Он до сих пор женат на актрисе Клаудии Мори. Молодые люди познакомились на съемках фильма «Какой-то странный тип». Сначала Челентано показался красивой 19-летней девушке странным: пришел на съемочную площадку в грязной рубашке, шлепанцах на босу ногу и с гитарой.

Адриано Челентано и его жена Клаудия Мори

Однако позже обаятельный артист покорил сердце Клаудии. Никто не думал, что их отношения будут серьезными. Сама Мори на момент встречи с Челентано была невестой знаменитого футболиста. Челентано отзывается о жене как об идеальной женщине, чарующей и неповторимой. Он понял, что никогда не встретит никого лучше.

Адриано признался ей в любви прямо со сцены и посвятил песню. Церемония бракосочетания была назначена на 14 июля 1964 года. Пара венчалась в 3 часа ночи в старинной церкви. Накануне торжественного мероприятия у влюбленных разгорелась ссора из-за неудачного галстука жениха, но свадьба все-таки состоялась.

Адриано Челентано с детьми

В браке родились трое детей: девочки Розита, Розалинда и сын Джакомо. Дети пошли по стопам родителей. Розита и Джакомо сделали музыкальную карьеру, Розалинда успешна в кинематографе. Пока в семействе итальянской звезды подрастает единственный внук Самуэле, которого в 2006 году Адриано и Клаудии подарил сын.

Однажды, еще в молодые годы, супруги исполнили дуэтом песню «Мы самая красивая пара в мире». Секрет их семейного счастья в том, что и сегодня они напевают слова этой песни друг другу.


2019 год стал юбилейным для супружеской пары – Челентано и Мори отмечают 55-ю годовщину со дня свадьбы. Как и прежде, супруги живут на собственной вилле в Гальбьяте, в живописном месте у подножия горы Монте Барро.

Биография

Родился 16 февраля 1920 года в Перми (по другим источникам — 16 марта в Пензе).

Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. С. М. Эйзенштейна). В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом Михаила Ромма на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.

Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд!» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заострённости стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли.

Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.

Жена — Софья Милькина (1922—1997), кинорежиссёр и сценарист.

Спецпрограмма для России

Маурицио Швейцер: — Это не первая моя поездка в Петербург — уже доводилось бывать здесь два года назад, но тогда это было выступление на частном мероприятии, и мы оставались здесь всего на несколько часов. Успели увидеть разве что Дворцовую площадь. В этот раз есть надежда поближе познакомиться с городом. Может быть, взять автобусный тур. Город прекрасен, он похож на Венецию.

Шоу включает фрагменты из известнейших фильмов с Челентано. Фото: Предоставлено организаторами

Celentano Tribute Show существует уже семь лет. Вы каждый раз выступаете с одной и той же программой или все же приходится ее менять?

Маурицио Швейцер: — Да, премьера состоялась в 2008 году. У Челентано есть песни, которые очень популярны в России и почти неизвестны в Италии. И наоборот. Поэтому программа для России отличается от того, что мы представляем в других странах — в нее включены любимые россиянами композиции. Кроме того, наш визит в Москву в ноябре прошлого года помог нам лучше понять, чего ждут зрители в России.

— С чем связано это различие? С фильмами Челентано, которые популярны в России?

Маурицио Швейцер: — Нет, дело не в них. Одни и те же фильмы одинаково известны в разных странах. Речь скорее о песнях из альбомов, которые по-разному воспринимаются. Например, «Я тебя люблю» почти не знают в Италии, но в России она всем нравится. Не только из-за названия. То же самое со всеми песнями из альбома «Soli» 1979 года.

Маурицио даже не приходится гримироваться. Фото: Предоставлено организаторами

За семь лет вы успели представить шоу в разных странах. Заметно ли по реакции публики, что где-то Челентано любят больше?

Маурицио Швейцер: — Мы заметили, что в России его помнят и любят ничуть не меньше, чем на родине, в Италии. А иногда даже и больше. Я был очень удивлен, когда узнал, что россияне знают даже тексты его песен — они подпевают на концертах. Скорее всего, значение слов понимают не все, запоминая их просто на слух. Хотя нередко люди учат итальянский по песням, как мы в Италии учим английский по британским и американским хитам. «Amore» и «Azzurro» — пожалуй, самые популярные.

Премии

  •  — Государственная премия СССР 1977 года в области литературы, искусства и архитектуры (27 октября 1977 года) — за художественный фильм «Бегство мистера Мак-Кинли»
  •  — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (27 декабря 1989 года) — за художественный фильм «Крейцерова соната» производства киностудии «Мосфильм»
  •  — КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество)
  •  — КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»)
  •  — КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живёте, караси?»)
  •  — Премия «Золотой Овен»
  •  — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  •  — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»
  •  — Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области кино) (15 августа 2000 года) — за выдающийся вклад в художественную культуру России (посмертно).

Celentano Tribute Show

В 2007 году Маурицио Швейцер вместе со своим другом Матиасом Кортеллаци, клавишником и продюсером, решили создать профессиональное шоу. Уже через год в местном театре прошел их дебютный концерт, который зрители приняли «на отлично». С тех пор они выступают с Celentano Tribute Show по всему миру.

В шоу Маурицио поет и танцует в точности, как Челентано. Ему подыгрывают на саксофоне, гитарах и барабанах 10 музыкантов. Артист считает себя не пародистом и фриком, а интерпретирующим миф актером.

Самое сложное в шоу, по его мнению, не стать клоуном и не сделать из Адриано комического персонажа. Нужно чувствовать эту тонкую грань и не пересекать ее.

Также артисту было сложно привыкнуть к тому, что выступление идет 2 часа, в течение которых он должен быть постоянно сконцентрирован и энергичен.

Особое внимание Маурицио уделяет концертным костюмам, воссоздавая даже небольшие детали образов Челентано. Артист практически не пользуется гримом, чтобы стать похожим на Андриано

Ему пришлось только выучить несколько жестов маэстро, но в целом движения Челентано для него органичны. Возможно, он впитал их из фильмов и выступлений легендарного актера

Артист практически не пользуется гримом, чтобы стать похожим на Андриано. Ему пришлось только выучить несколько жестов маэстро, но в целом движения Челентано для него органичны. Возможно, он впитал их из фильмов и выступлений легендарного актера.

Супруга Маурицио Рафаэлла выступает в шоу вместе с ним. У них растет семилетний сын Марко.

Проект «Адриано Челентано трибьют шоу» в исполнении Mauricio Shveicer


По словам Маурицио Швейцер, творческий проект «Adriano Celentano tribute show» был задуман им в 2008-м году совместно с музыкантом-клавишником Матеа.

Полномасштабное эстрадное шоу было реализовано в 2015-м году на территории Российской Федерации при поддержке Александра Реввы. До этого года Mauricio Shveicer выступал с единичными концертными номерами на ТВ, поэтому получил «лицензированную» прописку в качестве официального двойника Адриано Челентано.

Всероссийский тур с концертными выступлениями Маурицио Швейцер прокатились по российским городам: Владивосток, Нижний Сахалинск, Нижний Новгород, Вятка, Красноярск, Хабаровск, Воронеж, Киров, Санкт-Петербург и др.

Mauricio Shveicer совершенствует своё развитие в образе «лицензированного» официального двойника Адриано Челентано и штудирует видеозаписи концертных выступлений итальянского Мастера эстрады.

Заказать Маурицио Швейцера с Celentano Tribute Show

И актера, представший перед российскими зрителями в эфире развлекательного шоу «Точь-в-точь» в апреле 2014 года. Celentano Tribute Show выступает по всему миру и собирает аншлаги уже почти 10 лет. Также оно побывало в России: в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

Книги А. Швейцера

За свою жизнь Альберт Швейцер написал немало книг. Среди них есть труды по теории музыки, по философии, этике, антропологии. Немало трудов он посвятил описанию идеала человеческой жизни. Он видел его в отказе от войн и построении общества на этических принципах взаимодействия людей.

Главный принцип, который декларировал Альберт Швейцер: «Благоговение перед жизнью». Постулат впервые был изложен в книге «Культура и этика», а впоследствии не раз расшифровывался в других трудах. Оно заключается в том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самоотречению, а также испытывать «беспокойство постоянной ответственности». Сам философ стал ярчайшим примером жизни в соответствии с этим принципом. Всего за свою жизнь Швейцер написал более 30 сочинений и множество статей и лекций. Сейчас многим известные такие его работы, как:

  • «Философия культуры» в 2 частях;
  • «Христианство и мировые религии»;
  • «Религия в современной культуре»
  • «Проблема мира в современном мире».

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи, — какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать, — это его образ жизни.

Биография

Родился 16 февраля 1920 года в Перми (по другим источникам — 16 марта в Пензе).

Весной 1925 года семья переехала в Москву.

В 1943 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. М. Эйзенштейна).

В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС (ныне киностудия «Казахфильм») в Алма-Ате, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом Михаила Ромма на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.

Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокурсниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес кинорежиссёра к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм кинорежиссёр поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило ему место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд!» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заострённости стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере его талант раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли.

Член Союза кинематографистов СССР.

Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года в Москве. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища.

Биография и личная жизнь Адриано Челентано

Адриано Челентано родился в Милане 6 января 1938 году. Мальчик родился после того, как его мать перенесла выкидыш при последних родах. Младенцу пророчили быть больным и слабым, однако у судьбы на его счет оказались другие планы.

Семья Адриано была небогатой, поэтому мальчик с 12 лет забросил учебу и стал подрабатывать часовщиком. Любовь Челентано к музыке началась с его знакомства с творчеством Элвиса Пресли. Найдя однажды старый музыкальный автомат, где была единственная пластинка с песнями знаменитого исполнителя, Адриано загорелся мыслью начать собственную карьеру артиста. Благодаря удивительному внешнему сходству с Луи Прима и поразительной артистичности Челентано выиграл конкурс пародий на музыканта и стал известным в родном городе. Затем талантливый юноша начал исполнять рок-н-рол и одну за другой одерживать победы на различных конкурсах и фестивалях. Кроме того, за удивительную пластичность Челентано получил прозвище «парень на пружинах», закрепившееся за ним на всю жизнь.


В 1961-ом году Адриано создает собственную музыкальную группу и гастролирует с ней по Франции и Испании. Первая роль в кино досталась молодому музыканту в 1963 году в фильме «Какой-то странный тип». Во время съемок он влюбился в актрису Клаудию Мори, однако красавица не спешила отвечать Адриано взаимностью и даже отказывалась сниматься с ним в сцене поцелуя, откровенно называя своего напарника «обезьяной». Но настойчивость и природное обаяние Челентано никого не могли оставить равнодушным: уже через пару дней об их романе говорила вся съемочная площадка, а в 1964 году пара обвенчалась в Гроссето.

Популярность Челентано с годами лишь набирала обороты: уже в 1966 году весь мир узнал об его пути к успеху из песни «Парень с улицы Глюк».

Известность в кино Челентано принесли его роли в картинах «Сладкая жизнь» и «Укрощение строптивого». Всего фильмография Адриано Челентано более 40 фильмов: «Ворчун», «Джоан Луи», «Он хуже меня», «Синг-синг», «Гранд Отель», «Туз», «Безумно влюблённый», «Бархатные ручки», «Суббота, воскресенье, пятница» и другие. Особенным успехом пользовались совместные фильмы с участием Орнелы Мути, по многим слухам между актерами даже был роман. На съемочной площадке Адриано, как и везде, работал с удивительной заинтересованностью и самоотдачей: многие шутили, что скоро Адриано и сам научится снимать фильмы. Так и случилось, с 1970-ого по 1980-ый год он самначинает сам придумывать сюжеты новых кинокартин и воплощать их на экранах.

В 1980-ом году Адриано появляется на экранах телевизоров сначала в шоу «Фантастико», а затем в музыкальном проекте «Francamente me ne infischio» вместе с Франческой Нери.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры — её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс — это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолён и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как «жизнь, желающая жить среди жизни».

Швейцер-музыкант

На рубеже XIX—XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Ещё в годы учения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора размышлениями о хоральных прелюдиях Баха с точки зрения особенностей отражения в них тех библейских сюжетов, к которым соответствующий хорал отсылает, — для музыковедения того времени этот подход был совершенно нехарактерен. Вообще Швейцер более всего интересовался баховским наследием и отражением в нём баховской религиозности. Выработанный Швейцером стиль исполнения баховских органных пьес, основанный на простоте и аскетизме, был обобщён им в книге «Иоганн Себастьян Бах» (, расширенное издание ); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных произведений Баха. В 1906 году Швейцер писал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхищая последовавший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.

Жизнь во благо других

В 1913 году Альберт Швейцер уезжает в Африку для организации больницы. Он имел минимальные средства для создания миссии, которые предоставила миссионерская организация. Швейцеру пришлось влезть в долги, чтобы приобрести хотя бы минимальный набор необходимого оборудования. Потребность в медицинской помощи в Ламбарене была огромной, только за первый годы Альберт принял 2000 больных.

В 1917 году, во время Первой мировой войны, Швейцера отправили, как подданного Германии, во Французские лагеря. И после окончания войны он еще 7 лет был вынужден оставаться в Европе. Он работал в Страсбургской больнице, выплачивал долги за миссию и собирал деньги на возобновление работы в Африке, давая органные концерты.

В 1924 году он смог вернуться в Ламбарене, где нашел вместо больницы руины. Пришлось начинать все сначала. Постепенно усилиями Швейцера больничный комплекс превратился в целое поселение из 70 строений. Альберт старался завоевать доверие туземцев, поэтому комплекс больницы строился по принципам местных населенных пунктов. Периоды работы в больнице Швейцеру приходилось чередовать с европейскими периодами, во время которых он выступал с лекциями, давал концерты и собирал деньги.

В 1959 году он навсегда поселился в Ламбарене, туда к нему потянулись паломники и волонтеры. Швейцер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет в Африке. Дело его жизни, госпиталь, перешло к его дочери.

Фильмография

Режиссёрские работы и сценарии

  1.  — Путь славы (режиссёр)
  2.  — Кортик (режиссёр)
  3.  — Чужая родня (режиссёр)
  4.  — Тугой узел (режиссёр)
  5.  — Мичман Панин (режиссёр)
  6.  — Воскресение (режиссёр, сценарист)
  7.  — Время, вперёд! (режиссёр, сценарист)
  8.  — Золотой телёнок (режиссёр, сценарист)
  9.  — Карусель (режиссёр, сценарист)
  10.  — Бегство мистера Мак-Кинли (режиссёр)
  11.  — Смешные люди! (режиссёр, сценарист)
  12.  — Маленькие трагедии (режиссёр, сценарист)
  13.  — Мёртвые души (режиссёр, сценарист)
  14.  — Крейцерова соната (режиссёр, сценарист)
  15.  — Как живёте, караси? (режиссёр, сценарист)
  16.  — Послушай, Феллини! (режиссёр, сценарист)
  17.  — Кошки под дождём (сценарист)

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчётах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
  • «И. С. Бах — музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание — J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание — Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание — Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание — Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Религия в современной культуре» (1934),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954—1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)

Фильмография

Режиссёр

  1. — Путь славы (совм. с Б. А. Бунеевым)
  2. — Кортик (совм. с В. Я. Венгеровым)
  3. — Чужая родня
  4. — Тугой узел
  5. — Мичман Панин
  6. — Воскресение
  7. — Время, вперёд! (совм. с С. А. Милькиной)
  8. — Золотой телёнок
  9. — Карусель
  10. — Бегство мистера Мак-Кинли
  11. — Смешные люди!
  12. — Маленькие трагедии
  13. — Мёртвые души
  14. — Крейцерова соната (совм. с С. А. Милькиной)
  15. — Как живёте, караси? (совм. с С. А. Милькиной)
  16. — Послушай, Феллини! (совм. с С. А. Милькиной)

Сценарист

  1. — Воскресение (совм. с Е. И. Габриловичем)
  2. — Время, вперёд! (совм. с В. П. Катаевым)
  3. — Золотой телёнок
  4. — Карусель
  5. — Смешные люди!
  6. — Маленькие трагедии
  7. — Мёртвые души
  8. — Крейцерова соната
  9. — Как живёте, караси? (совм. с С. А. Милькиной и Е. А. Козловским)
  10. — Послушай, Феллини! (совм. с С. А. Милькиной)
  11. — Кошки под дождём (совм. А. М. Дёминым)

Участие в фильмах

  • 1987 — Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный)
  • 1996 — Станислав Хитров (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
  • 1999 — Владимир Басов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)

Архивные кадры

  • 2005 — Михаил Швейцер (из документального цикла «Острова»)
  • 2018 — Мёртвые души (из документального цикла «Тайны кино»)

С этим читают