Люли

Родство с цыганами и друг с другом

Цыганами эти этнические группы стали называть русские, так как до XIX — сер. XX вв. все они вели кочевой или полукочевой образ жизни. Представители этих групп отчасти восприняли это наименование, но собственно цыган (рома, сигон-и урус) «среднеазиатские цыгане» не считают родственным себе народом, не понимают их языка, не вступают с ними в браки. Цыгане также не считают «среднеазиатских цыган» за своих.

Собственно сами «среднеазиатские цыгане» также не являются единым этносом. Мугаты (джуги) и согутарош издавна живут в Средней Азии и считают её своей родиной. Если их предки и пришли сюда из Индии, у джуги не сохранилось об этом даже преданий. Национальное самосознание у джуги многоуровневое — часть из них считают себя не только джуги, но и таджиками или узбеками. Чистони, кавол и парья считают, что пришли из Афганистана и называют себя афганцами или индусами (парья). Говорят на персидско-таджикских диалектах. Парья при этом сохраняют и собственный индоарийский язык. Джуги, согутарош, кавол и чистони используют тайные языки (арго), на которых говорят в присутствии чужаков. Арго джуги и согутарош в основном совпадает. Арго чистони и кавол сильно отличаются как друг от друга, так и от арго джуги.

Представители разных групп «среднеазиатских цыган», как правило, придерживаются узких специализаций (джуги — музыка, пение, попрошайничество, гадание, ювелирное ремесло; согутарош — деревообработка; чистони — воровство; парья — торговля насом, наём на сезонные сельхозработы; кавол — мелкая торговля) и напоминают этим, а также традициями, ограничивающими общение (и брак) вне группы, так называемые «мусульманские касты» Пакистана и Индии.

Происхождение породы

Как можно догадаться из перечисленных выше названий породы, она представляет собой гибрид ирландских и цыганских лошадей.


На территорию современной Великобритании ромы, известные ценители лошадей, впервые попали более шести столетий тому назад. Видимо, с тех самых времен и начался процесс зарождения новой породы, впитавшей в себя кровь местных скакунов и привнесенные гены цыганских коней.

Знаете ли вы? Слово tinker в переводе с английского означает «лудильщик», «медник». Этим ремеслом вот уже много столетий традиционно занимаются кэлдэрары наиболее распространенная этническая группа цыган румынского происхождения, заполонившая Европу, в частности, Англию, начиная со второй половины позапрошлого века. Кочевники пытались найти работу в чужих краях, сохраняя при этом язык и традиции своего народа. Таким образом, слово «тинкер» в сознании англичан со временем стало ассоциироваться со словом «цыган». Именно этим объясняется происхождение названия соответствующей породы лошади. Впрочем, сами цыгане называют этих коней не «тинкер», а «коб» (в английском языке слово соb применяют к любым коренастым лошадкам полутораметрового роста).

лошадях

Даже такая привычная для одомашненной лошади вещь как подкова в условиях табора могла оказаться недоступной роскошью. При этом лошадкам приходилось днями напролет тащить набитые людьми и пожитками кибитки, питаясь в прямом смысле подножным кормом.

Также читайте о лучших породах коз, овец, коров и свиней.

Однако, такие тяжелые условия в конечном итоге сослужили хорошую службу для формирования будущей породы: цыганские лошади отличаются удивительной выносливостью, неприхотливостью, отменным здоровьем и прекрасным иммунитетом (иначе не выживешь).

Очень полезным с точки зрения генетических качеств было и постоянное смешение цыганских лошадей с местными породами, встречающимися бродячему народу на его длинном и беспорядочном пути. Здоровье и хорошая генетика не могут выглядеть некрасиво, именно поэтому, хотя цыганским лошадям и далеко до супер-дорогих скаковых рысаков, выглядят они более чем привлекательно.

Учитывая образ жизни ромов и отсутствие любого намека на какую-либо сознательную селекционную работу и тем более ее документальную фиксацию, четкая информация о происхождении гибрида и о том, какие породы приняли участие в его создании, отсутствует.

Доподлинно известно лишь, что в тинкере течет кровь таких британских коней, как фелп, шайр, хайленд, клейдесдаль, уэльский коб и даже пони дэйлс. Именно из-за упомянутой беспорядочности скрещивания ирландский коб долгое время не мог получить статус официальной породы.

Так, несмотря на то, что уже после Второй мировой войны порода практически полностью оформилась и даже приобрела определенную упорядоченность (лошадей начали целенаправленно и планомерно разводить), юридический статус она смогла получить лишь в 1996 году, в котором произошло сразу два знаменательных события:

был зарегистрирован официальный родоначальник породы — жеребец Cushti Bok (кстати, сама порода получила наименование «цыганская упряжная лошадь», все прочие наименования вторичны и неофициальны), а также создана организация, ведущая регистрацию новой породы — The Irish Cob Society, ICS. Сегодня Ирландская Ассоциация кобов практически не занимается селекцией, ее основная функция — оформление документов для экспорта представителей молодой породы в США и страны Европы.

В настоящее время племенных книг тинкеров существует несколько, только в Соединенных Штатах Америки их целых три. Именно в этой стране цыганские упряжные наиболее любимы, американцам особенно нравится их покладистый характер и яркий окрас, а также удивительная для рабочей лошадки грациозность.

Жизнь

Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:

  1. Люли — выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
  2. В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов. Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие — изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел — деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.

Люли

Самыми же древними цыганами являются цыгане среднеазиатские, называющие себя словом «мугат». Окружающие народы называют их люлями, а сами цыгане-рома – люляйками, не считая их при этом за родственников, не понимают их языка, не вступают с ними в браки. Их даже раздражает, что русские видят в люлях цыган.Согласно таджикской легенде у одних бедных родителей были сын Лю и дочь Ли (имена явно китайские), которых те, спасаясь от преследований завоевателей, потеряли. Осиротевшие брат с сестрой отправились на поиски родителей, решили идти разными путями. Спустя много лет они встретились уже взрослыми и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, их детей и детей их детей. Так появился народ люли. В персидском же словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».Образовательный уровень люлей традиционно низок, хотя отдельные представители получают среднее и высшее образование. Средний их уровень жизни крайне беден, хотя есть среди них и отдельные представители среднего класса. После распада СССР люли часто посещают Россию, где занимаются нищенством и разного рода низкоквалифицированным трудом.Люли называют себя мусульманами. Выражается это в том, что подаяние они просят не у церквей, а у мечетей. Корана они не видели в глаза, а из всех молитв знают лишь «Бисмилля ар-Рахман иль-Рахим». Правда, есть у люлей свои мечети, где муллами служат сами люли.

Как бы плохо ни жили таджики, люли в Таджикистане живут ещё хуже.

Язык

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки. Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.

Лера Янышева о цыганах-люли.


Наши цыгане считают, что люли — это узбеки или таджики. Их раздражает, что русские видят в люли цыган. И в самом деле — что в них цыганского? Кочуют таборами от города к городу. Живут в палатках… То, что их женщины и дети на улицах попрошайничают — ещё не повод причислять их к цыганам. В крайнем случае столичные «рома» согласятся, что люли — цыганообразная группа. И вообще настоящий цыган, в их понимании, непременно должен иметь респектабельное жильё (желательно на Рублёвке) и иномарку последней модели (предпочтительно «Бэнтли», хотя «Мэрин» и «Бэха» тоже пойдёт). Каждый цыганёнок должен закончить элитный ВУЗ, чтобы впоследствии заняться серьёзной коммерцией. Вот такого парня легко можно признать за своего!

Шучу, конечно.

Но приезжих с востока, и правда, стыдятся. Сто причин найдут, чтобы отмести возможное родство.

Часто можно услышать, что люли не говорят по-цыгански.

Ну да — не говорят.

Но ведь очень многие украинские «сэрвы» знают от силы десяток цыганских слов… Некоторые наши артисты исполняют на сцене фольклорные песни, заучивая текст на слух. С таким же успехом можно было бы разучить японские, венгерские вещи, или песни австралийских аборигенов. Но ведь поют же на ломаном цыганском! И в национальной принадлежности таких артистов никто не сомневается.

Слышу иногда по поводу люли и такую фразу: «Ты что? Они ведь не нашего Бога люди!». В ответ на этот трепетный религиозный шёпот всегда хочу спросить: «Но ведь “крымы” тоже мусульмане. Вы с этими цыганами дружите? В гости зовёте? И при этом не считаете их чистокровными татарами!».

Наверное, дело всё-таки в том, что велик у наших цыган с люли культурный разрыв. Одни веками подстраивались под жизнь в славянском окружении, другие до недавнего времени кочевали исключительно по Средней Азии. Вот и не понимаем друг друга.

Честно говоря, мы с мужем тоже считали, что люли — это таджики. И были в этом свято уверены до тех пор, пока не очутились на таборной стоянке. Тогда и выяснилось, что они на своём языке называют себя «мугатами», а при разговоре по-русски — цыганами. Оказалось, что их женщины неплохо гадают. И даже — страшно сказать — умеют снимать порчу и сглаз. Только занимаются они этим у себя на родине. Да и вблизи их жизнь оказалась совершенно цыганской, только не современной, а такой, какой была лет сто назад.

Дальше — больше. Несколько мугатских семей устроились в бараке в подмосковном посёлке. А поскольку это недалеко от нас, то появилась возможность частенько заваливаться друг к другу в гости. Так мы с удивлением узнали, что в восточном таборе есть наши коллеги — артисты. У себя на родине они раньше играли в ресторане (совсем как мы в Москве). Репертуар у них обширный. Ну, к тому, что они поют узбекские и таджикские песни, мы бесспорно были готовы. Но в их исполнении весьма недурно прозвучали и песни из индийских кинофильмов. Совершенной неожиданностью оказалась русская патриотическая мелодия, которая прозвучала весьма специфически, хотя и разбудила в душе глубокое чувство любви к родине.

Немного, правда, подкачали инструменты. Где-то был раздобыт старенький аккордеон (в прямом смысле старенький, потому что его уже давно кто-то выкинул — и с того «выкидыша» прошло не меньше лет десяти). А восточный бубен (дойра) был заменён тазиком, в котором ещё недавно что-то стирали, потому как он ещё сохранил следы влаги и стирального порошка.

В тот день мы засиделись допоздна. Хотя вставать приезжим люли надо было рано. Женщинам — просить подаяния на рынках, а мужчинам — копать траншеи.

Люли исполняют свой репертуар в бараке, который на всё лето стал им временным жильём.

Уверена, что цыгане недоумённо пожмут плечами, просмотрев это видео. «Зачем вам эта Азия?». Не торопитесь с выводами. В том музыкальном проекте, который мы задумали, найдётся место и восточным цыганским музыкальным традициям. Вы ещё услышите, как зазвучит «ориентал» в новом диске «Свэнко».

Люли – кто они

Люли не любят называть себя цыганами или ромами, они именуют себя мугатами. В переводе с арабского языка, это язычники и огнепоклонники. Также их часто называют гурбатами, что с арабского переводится как бродяги или иностранцы.

Есть представители люли, которые считают себя узбеками или таджиками, хотя ничего общего с этими нациями у них нет. Для них слово «люли» звучит оскорбительно. Европейские цыгане к ним относятся с пренебрежением и не упускают возможности обозвать их люляйками или люлишками.

Если судить внешне, то между люли и цыганами разницы никакой нет. Это те же попрошайки, которых окружает большое количество детей. У люли есть индийское происхождение с среднеазиатской и персидской примесью.

Две трети взрослого населения не имеют документов, а большая часть детишек и вовсе не зарегистрированы. Поэтому сложно определить численность данной нации.

Большая часть люли проживает на территории Узбекистана или Таджикистана. Некоторые представители данной нации проживают в России. Там они пытаются заработать на жизнь на сезонных работах.

Семейный уклад

С 16 лет у них наступает совершеннолетие. Юноша с этого возраста может выбрать себе жену официально. На самом же деле брачный возраст наступает гораздо раньше. Существуют случаи, когда на свадьбе возраст молодоженов, а вернее детей, составлял 10-12 лет.

Различают следующие формы брака:

  1. По сговору. Это самый распространенный вариант. Юноша сообщает родителям о понравившейся ему девушке. При согласовании невесты, в дом будущей жены направляются сваты. Если благосостояние семьи жениха устраивает родню невесты, то в дальнейшем оговаривается день свадьбы и размер выкупа.
  2. Бегство. Влюбленные, в случае несогласия на брак родственников с обеих сторон, прибегают к подобному варианту. Они прячутся у друзей или же в доме родственников. Девушка будет считаться опороченной даже после одной ночи, которую она провела со своим возлюбленным. Выхода у родителей не остается, и они соглашаются на свадьбу. Род будет ждать позор, если мужчина, который пообещал девушке верность, не сдержит своего слова.
  3. Обменный или люлечный брак. Ещё в детском возрасте родители сватают своих детей и только на свадьбе молодые люди впервые встречаются. Чтобы избежать уплаты выкупа, бывают случаи обмена детьми.

Мужчина у люли считается главой семьи. Женщина же выступает в роли «добытчика». Каждый день она совместно с детками уходит «на охоту», т.е. просить милостыню. На хозяйстве остается мужчина. Ребенок должен уметь прокормить себя сам, поэтому к подобному промыслу детей приучают с первых лет жизни.

Женский пол занимается попрошайничеством всю жизнь. Мальчики, после достижения 12-0ти летнего возраста помогают отцу по хозяйству.

Внешность

Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • черные, каштановые вьющиеся волосы;
  • карие глаза, «живой» взгляд;
  • пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
  • узкая, длинная голова;
  • нос — орлиный, прямой.

Одежда


Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.

Участие в российской истории

В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из Княжества Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны.

В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.

Русские цыганки из состоятельной московской семьи

Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной армии, так и на стороне Белой армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят, в основном, русские цыгане.

В 1931 году в Москве создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.

Начиная с 1933 года, цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях. Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде.

После войны нарастает популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.

После указа о запрете кочевья (1956 год) происходит вторая волна оседания русских цыган.

В 1980-х некоторые представители цыганских артистических семей вносят заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший).

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии. 

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать. Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%).Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты. Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский». 

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.


Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.

Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Стереотип пятый. Цыгане крадут детей и занимаются колдовством

Миф о краже детей цыганами идет из Средних веков. Тогда рома ходили по европейским городам и выкупали у семей детей, которых те не могли прокормить. Таким образом цыгане и проявляли милосердие, спасая малышей от голодной смерти, и свой табор расширяли – лишние руки нужны всегда. 

С детьми ничего плохого, конечно, не делали. С ними обращались как со всеми другими малышами табора, учили их ремеслу и искусству обращения с лошадьми. В 12 лет им, как всем другим цыганам, выдавали нож и признавали полноправными членами общины.

Конечно, ничего этого настоящие родители уже не видели. Они считали, что рома скупают детей, чтобы проводить над ними колдовские обряды и использовать их кровь для всевозможных зелий. Стоит отметить, что и случаи краж бывали: цыгане без спроса забирали малышей из семей, если видели, что дети несчастны. Слухи быстро распространялись по городам, и вот уже колдунов-босяков боялись все родители.

Само «колдовство» по большей части также связано с гонениями цыган. Тем приходилось жить в лесу, перемещаться исключительно по ночам и в целом вести антисоциальный образ жизни, что и породило множество слухов о таинственных обрядах и сглазах рома.

Верят они в это и сами. Так, по их мнению, провалы Германии во Второй мировой связаны именно с магическими силами цыган. Мол, свое дело сделали многочисленные сглазы, направленные на вермахт и лично Гитлера. Такие легенды помогают народу выживать, ведь мало кто после такого захочет повторить геноцид. Верить в это или нет – дело каждого.

К сожалению, большинство стереотипов о цыганах негативные и зародились на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле пришедший когда-то из Индии народ, пускай и мало интегрирован в современную культуру, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.

Цыгане, а в особенности рома, – это прежде всего танцы, музыка и задорный боевой характер, а не преступления и маргинальный образ жизни. Отметьте Международный день цыган походом в местный цыганский музей культуры или театр, прочитайте о традициях и быте этой этногруппы; расскажите об этой статье тем, кто еще остается заложником стереотипов о большом и гордом народе.

ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.


С этим читают