Луи де фюнес: неизвестные факты о лучшем комике второй половины xx столетия

Кинокарьера

Лишь после окончания Второй мировой войны, когда Луи уже было 30 лет, он сыграл в своей первой картине «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели, здесь ему достался эпизодический персонаж – портье. Популярности эта лента начинающему комику не принесла.


До того момента, когда на де Фюнеса наконец-то обратили своё внимание критики и полюбили зрители, он снялся в 75 картинах. Роли в основном были второстепенными, они давались ему очень тяжело, хотя со стороны выглядело совсем наоборот, казалось, что актёр играет легко и непринуждённо

Мастер эпизодов очень тяжело переживал отсутствие хороших главных ролей. Он часто уходил в себя и был задумчив, а иногда, наоборот, постоянно раздражался. К всемирной славе и огромным гонорарам ему пришлось пройти по-настоящему длинный и сложный путь. Об этом периоде, спустя много лет, он сказал Джеральдине Чаплин, дочке его кумира, с которой снимался в одном фильме: «Я очень долго ждал в приёмной его величества Успеха. Ждал, стучал в двери, пока меня наконец-то не впустили».

Луи перевалило за сорок, когда режиссёры всё-таки смогли рассмотреть в нём профессионального актёра с колоссальным комическим талантом. Звезда де Фюнеса начала медленно подниматься и загораться.

В 1958 году режиссёр Ив Робер предложил де Фюнесу главную роль в фильме «Не пойман – не вор». Луи сыграл рыночного торговца Блеро, за которым безуспешно гонялись жандармы, подозревая его в нелегальной торговле рыбой. В Советском Союзе эта лента вышла под названием «Блеро», а актёр в одно мгновение обрёл популярность не только во Франции, но и за её пределами.

Теперь де Фюнес снимался в трёх-четырёх картинах в год, и в 60-х годах к нему пришло всё, о чём он мечтал. Прежде всего, большие роли, а вместе с ними и большие деньги. Луи был в полном восторге, хотя до конца жизни в нём так и остался комплекс бедности. До этого он на протяжении многих лет еле-еле сводил концы с концами. Поэтому уже, будучи богатым, всё равно вёл режим жёсткой экономии. Сыновья же считали своего отца просто жадным.

Безусловно, лучшей комической маской де Фюнеса стал импульсивный комиссар Жюв в трилогии о Фантомасе:

  • «Фантомас»;
  • «Фантомас разбушевался»;
  • «Фантомас против Скотланд-Ярда».

Эдакий недомерок, немного бестолковый, можно даже сказать похожий на идиота, при этом уверенный, что именно он – гений сыска и предводитель борьбы со злом.

Сначала режиссёр французского приключенческого и комедийного кино Андрэ Юнебель планировал снять десять серий о Фантомасе. Но после выхода третьего фильма стало понятно, что популярность героев пошла на спад, и Андрэ решил больше не снимать.


Затем последовало два фильма, которые по кассовым сборам стали чемпионами Франции:

  • в 1964 году «Разиня»;
  • в 1966 году «Большая прогулка».

Роли де Фюнеса в этих картинах (бизнесмена Леопольда Сарояна и дирижёра Парижской оперы Станисласа Лефорта) вошли в классику мирового кинематографа. Во всём мире десятки миллионов зрителей восторженно принимали игру комика. В 1968 году Луи был признан лучшим актёром Франции и обошёл всех своих коллег по размерам гонораров (2,5 миллиона франков за фильм).

Также очень популярным и полюбившимся зрителям стал сыгранный им жандарм Людовик Крюшо в трилогии:

  • «Жандарм из Сен-Тропе» (1964);
  • «Жандарм в Нью-Йорке» (1966);
  • «Жандарм женится» (1968).

В 1973 году за свои творческие достижения актёр получил высшую награду Франции – орден Почётного легиона.

В 70-х годах его кинокарьера постепенно пошла на спад. Но это и не удивительно, всё-таки возраст брал своё, Луи уже уставал от бесконечных съёмок. Тем не менее каждый выходящий на экраны фильм с де Фюнесом непременно был обречён на оглушительный успех:

  • «Замороженный» (1969);
  • «Человек-оркестр» (1970);
  • «Приключения Якоба» (1973);
  • «Крылышко или ножка» (1976);
  • «Жандарм и жандарметки», другое название «Жандарм в юбке» (1982).

Более 120 ролей сыграл де Фюнес во французских фильмах и внёс огромный вклад в мировой кинематограф, в 1980 году он заслуженно получил почётную премию «Сезар».

Даже великие люди считают себя неудачниками

Большую часть своей жизни, вплоть до 1960-х годов, когда к Луи пришла слава и признание, он считал себя абсолютным неудачником. Все, что он делал, оборачивалось или крахом, или нищетой, или отказами. Реальный, не экранный де Фюнес был очень мрачным человеком, да еще и прижимистым — экономил даже когда стал хозяином барочного замка времен Людовика XIV.


Он очень рано облысел, всю жизнь был некрасив, его рост был всего 164 см. Так что де Фюнес отличался зажатостью и стеснительностью. Однажды, уже во времена успеха, журналист, взявший у Луи интервью, сказал: «И как этому мрачнейшему человеку удается смешить всю Францию?!». Сам де Фюнес объяснял это так: «Я торгую весельем с 9 утра до 7 вечера».

Господин Легиньон-стрелочник (1952) (Monsieur Leguignon, lampiste)

Зарубежный фильм, Комедия

Экранизация по произведению: Пьер Феррари, Р.Пик

Режиссер: Морис Лабро

В ролях: Кристиана Бэрри, Жак Эмманюэль, Георг Баконнет

Диоген Легиньон, бедный фонарщик, был выселен из своего дома вместе с женой в рабочий квартал, застроенный деревянными домами. Он поселился в заброшенном доме, в котором находился тайник местных детей, хранивших в нём столовое серебро. Как-то ночью дети решили пробраться в дом и вынести свои сокровища. За этим делом их и застал мсье Легиньон. Детей он прогнал, а серебро решил забрать себе. Но не тут-то было: об этом стало известно, и Диоген предстал перед товарищеским судом, на котором было решено конфисковать серебро и продать его с аукциона. Полученная сумма оказалась внушительной, осталось только решить, что делать с деньгами. И тогда Легиньон советует вложить деньги в застройку нового района.

Чем выше поднимаешься, тем больше работай

Годы неудач воспитали в Луи неутомимость и развили безупречную трудовую этику. Он был настоящим трудоголиком, и чем известнее он становился, тем больше сил и времени уходило на работу. Де Фюнес снялся в 130 фильмах, и это при том, что съемки в кино занимали у него только треть рабочего времени.

Его типичный день выглядел так: утро — озвучка иностранных фильмов (он был еще и актером дубляжа), день — работа в кино, вечер — выступления в театре. Причем в театре ему пытались навязать серьезные роли, часто даже героев-любовников. Видимо, там-то режиссеры чувствовали исходящую от актера мрачность. Но сам Луи отказывался, говоря, что с его внешностью играть что-то серьезное — абсурд. Даже после двух инфарктов, которые он пережил в 1975, де Фюнес не прекратил работу. Просто разучился отдыхать.

Де Фюнес и детство

Кадр из фильма «Человек-оркестр» Родители Луи Жермена Давида де Фюнеса де Галарса (таково полное имя актера) являются испанцами, которым для вступления в брак пришлось в 1904 году эмигрировать в соседнюю Францию, где они поселились в парижском пригороде Курбевуа.

Отец бросил семью, когда третий и самый младший, Луи, был еще маленьким. Бывший огранщик алмазов написал записку жене, в которой заявил, что полностью разорился и вынужден покончить жизнь самоубийством. Правда, через 7 лет выяснилось, что он живет в Венесуэле с новой женой и тратит украденные у своей первой семьи деньги — на вторую семью.

Лучшие комики получаются из мрачных людей

Шутить и гримасничать Луи научился именно в свои самые мрачные годы, когда работал пианистом в кабаре и ресторанах. Причем играть ему пришлось в Пигаль, районе, который славится как квартал красных фонарей. Именно в этом районе борделей он завел нужные связи для того, чтобы попасть в киноиндустрию.


Сначала развлекая себя, а потом и посетителей, он начал делать такие рожи, что весь зал хохотал от смеха. Годы напролет будущий актер оттачивал свое мастерство, паясничая за пианино и одновременно играя джаз. Это, кстати, здорово помогло ему в будущем — Луи научился играть одним лишь лицом, выдавая массу эмоций без слов и жестов, только мимикой.

Позже его будут называть «человек сорок лиц в минуту», за его безумную экспрессию. Но научился он ей, как уже сказано, в самые мрачные времена неудач, просто чтобы не сойти с ума. Типичная, в общем-то, история для комика.

Фильмография: фильмы с участием Луи де Фюнеса в главной роли

Но истинную популярность к нему пришла уже в шестидесятых годах, когда он стал сниматься очень часто и в интересных ролях. Например, его роль в известном «Фантомасе» принесла ему мировую известность, но не только данный фильм послужил его признанию. Также весьма тепло встретили зрители такие фильмы как «Разиня» и «Большая прогулка». Все это позволило актеру уже с уверенностью идти к своей цели, обрести деньги, известность и славу. Надо сказать, что де Фюнес часто замечал, что не жалеет о том, что его карьера развивалась так медленно, мол, это дало ему возможность понять мир кино как можно лучше и детальнее. У него постоянно была возможность совершенствоваться, достигать большего. В семидесятые годы, комедийный актер находился на вершине популярности, потому что, его любили и режиссеры и зрители.

Актер пережил сразу два инфаркта, и по рекомендациям врачей, на какое-то время уехал из шумного города и переехал в более спокойное и уединенное место, конечно же, при этом уйти из кино. Там он занимался тем, что с интересом разводил розы, некоторую из них, потом назвали его именем. Но даже тогда, когда у него были проблемы со здоровьем, он все равно, не всегда отказывался от заманчивых ролей.

Биография

Луи де Фюнес де Галарса появился на свет 31 июля 1914 года в Курбевуа. Родители будущей звезды французского и мирового экрана родились в испанской Севилье. Отец, Карлос Луис де Фунес де Галарса, получил юридическое образование, но после переезда во Францию стал огранщиком алмазов. Мать была испанских и португальских корней. Родители Луи перебрались во Францию в 1904 году, чтобы официально вступить в брак, так как на родине их семьи были против этого брака.

В детстве Луи де Фюнеса друзья звали «Фюфю». Мальчик хорошо знал французский, испанский и английский языки. В молодости увлекался рисованием и игрой на фортепиано. Неудивительно, что в итоге Луи стал пианистом, играл в основном джаз на Пигаль. Посетители заведения искренне веселились, наблюдая как музыкант корчит гримасы во время игры.

В 1936 году Луи де Фюнес женился на Жермен Луизе Элоди Карруайе. У молодой пары родился сын Даниэль (12 июля  — 23 января ), но в конце 1942 года они развелись.

Во время оккупации Парижа германскими войсками Луи де Фюнес преподавал сольфеджио в музыкальной школе, где влюбился в секретаршу Жанну Августину де Бартелеми де Мопассан, внучатую племянницу знаменитого писателя Ги де Мопассана. Она ответила взаимностью «маленькому человеку, который играл джаз, как бог». Влюблённые поженились в 1943 году и прожили вместе 40 лет, до самой смерти Луи де Фюнеса в 1983 году. В этом браке родились двое сыновей — Патрик (род. 27 января ) и Оливье (род. 11 августа ).

После окончания войны де Фюнес пробует себя в кинематографе; ранее Луи учился на драматических курсах Рене Симона. В 1945 году снимается в фильме «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели. Большой известности начинающему актёру эта картина не принесла.

В фильме «Не пойман — не вор» режиссёра Ива Робера, снятом в 1958 году, де Фюнес получает главную роль — браконьера Блеро́. Этот фильм приносит ему всеобщую известность. После выхода фильма на широкий экран за границей главного персонажа прозвали Дональдом Даком. В России этот фильм более известен, как «Блеро». 1960-е годы приносят де Фюнесу настоящую популярность и зрительское признание; ежегодно актёр снимается в трёх-четырёх картинах. Очередной успех приносит роль комиссара Жюва в трилогии о Фантомасе режиссёра Андре Юнебеля. Изначально планировалось снять десять серий о похождениях знаменитого преступника, но прокат последней части трилогии, фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда», показал, что популярность падает и продолжение режиссёр решил не снимать.

Другие актёрские работы, такие как «Большая прогулка» и «Разиня», были восторженно приняты десятками миллионов зрителей по всему миру, также, как и многосерийный фильм о приключениях Жандарма и его подчинённых, снятый в 1960-е годы. Сам Луи де Фюнес говорил о своей актёрской карьере так:

Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был ещё неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрёл некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути.

В 1970-е годы де Фюнес по-прежнему оставался популярным и любимым зрителями актёром. Продолжал активно сниматься и 15 марта 1973 года был удостоен высшей награды Франции: ордена Почётного легиона.

Однако де Фюнес не смог отказаться от предложения Клода Зиди сняться в фильме «Крылышко или ножка». После съёмок в этой картине актёр блистательно сыграл ещё в нескольких. Фильм «Жандарм и жандарметки» стал последним в его кинокарьере.

Луи де Фюнес умер от сердечного приступа 27 января 1983 года. Похоронен в коммуне Ле-Селье.

У актёра осталось трое сыновей: Даниэль де Фюнес (12 июля  — 23 января ), Патрик де Фюнес (род. 27 января ) и Оливье де Фюнес (род. 11 августа ).

Патрик стал врачом. Оливье в молодости снялся вместе с отцом в шести фильмах («Фантомас разбушевался», «Ресторан господина Септима», «Большие каникулы», «Замороженный», «Человек-оркестр» и «На древо взгромоздясь»). Луи хотел, чтобы Оливье стал профессиональным актёром, однако молодой человек был против. В итоге он поступил в лётное училище и всю жизнь (до выхода на пенсию в 2010 году в возрасте 60 лет) проработал пилотом гражданской авиации на самолётах Airbus A320 в авиакомпании «Эйр-Франс».


С этим читают