Внутренний и внешний хиджаб

«Хиджаб прописан в модельном контракте»

Халима родилась в лагере беженцев в Кении. Ее семья родом из Сомали: в середине 90-х они бежали от одной из самых кровопролитных войн на африканском континенте. Ее мать шла пешком 12 дней, прежде чем попасть в Кению. Когда Халиме было шесть, она с мамой и братом переехала в США. Связь с отцом Халимы была потеряна во время войны.


Image caption Маме Халимы не нравится, что дочь появляется на шумных публичных мероприятиях, где мужчины глазеют на нее

«Мои друзья в Америке думали, что я сомалийская принцесса, потому что я рассказывала, как в Кении мы постоянно переезжали из одного дома в другой, — вспоминает Халима, семья которой обосновалась в штате Миннесота, где проживает крупнейшая в США сомалийская диаспора. — Они не знали, что дома, в которых мы жили, были сделаны из пластиковых бутылок и строительного мусора — всего, что могла отыскать моя мама, и рассыпались во время сильного ветра или дождя».

«Одноклассники насмехались надо мной. Они говорили, что я ношу платок на голове из-за того, что у меня грязные волосы, или отпускали шуточки про террористок. Но это средняя школа, сами понимаете», — пожимает плечами Халима.

Когда Халиме было 19, она стала первой в истории участницей конкурса «Мисс Миннесота», появившейся на сцене в хиджабе и буркини — полностью закрытом мусульманском купальном костюме.

Image caption Халима стала первой мусульманской моделью, которая снялась в буркини для Sports Illustrated

«Мне всегда хотелось принять участие в конкурсе красоты, — говорит Халима. — Но я сомалийка, и никто из нас раньше этого не делал. После конкурса я рассказала подружкам, что можно носить буркини и чувствовать себя уверенно рядом с девушками в открытых купальниках. Хоть мы выглядим иначе, но никто не может лишить нас возможности попробовать себя в чем-то новом».

После конкурса Халима получила предложение о сотрудничестве от одного из крупнейших мировых модельных агентств IMG Models.

Она согласилась, но поставила условие: участвовать в съемках и выходить на подиум только в хиджабе: «Я носила хиджаб с детства, для меня это такая же незаменимая часть повседневного гардероба, как пара туфлей».

У Халимы строгие требования к одежде, которую она рекламирует. Ее вера не позволяет ей обнажать на людях ничего, кроме лица, кистей рук и ступней. Это прописано в ее модельном контракте.

Image caption Халима — специально приглашенная модель «Недели сдержанной моды», которая прошла в апреле в Стамбуле

«Я хочу облегчить работу дизайнерам, которые не привыкли к таким моделям, как я. Раньше я всегда возила с собой чемодан, под завязку набитый хиджабами, водолазками и леггинсами», — объясняет Халима.

«Я всегда путешествую со своим менеджером, и это всегда женщина. Когда на съемочной площадке одни мужчины, она помогает мне переодеваться».

Чем отличается хиджаб от паранджи?

Паранджа представляет собой плотный балахон-покрывало с выкроенными рукавами. Этот предмет туалета закрывает голову и тело девушки полностью. На уровне лица вшита специальная сетка под названием чачван, через которую женщина видит всё происходящее.

Хиджаб представляет собой специальный платок, который девушка повязывает на голову, закрывая при этом волосы, уши и шею. При этом лицо девушки остаётся полностью открытым. В наши дни этот предмет гардероба пользуется большой популярностью у представительниц восточной культуры. На рынках и в магазинах предлагают огромный выбор различных платков. Они отличаются оттенками и стилистикой.

Сегодня паранджа практически стала пережитком. Немногие женщины используют её в своём гардеробе. Зато хиджаб носят с удовольствием и признаются, что платок действительно делает их привлекательными и красивыми.

Что такое паранджа?


паранджа – это вид одежды, принадлежащей к культуре ислама. Длинный халат с подобием рукавов плотным свободным покрывалом закрывающий тело женщины с головы до ног

В исламе существует большое разнообразие женской одежды:

  • бурка – это покрывало, так же как и паранджа, закрывающая женщину с головы до ног, но оставляющая прорезь для глаз, затянутую плотной сеткой;
  • никаб – это вид покрывала, который оставляет открытыми только глаза девушки;
  • чадра представляет собой плотный балахон, который закрывает тело девушки. На голову в этом случае повязывают отдельный платок;
  • хиджаб призван закрыть волосы и шею девушки, оставляя при этом лицо открытым.

Как правило, люди несведущие в мусульманстве, не разделяют все эти предметы гардероба и путают между собой. Но у каждого из них есть свои особенности и отличия от паранджи и хиджаба. Основными отличиями паранджи от других видов мусульманской одежды считают:

  • степень закрытости (паранджа не оставляет открытым ни один сантиметр кожи, тело и голова восточной красавицы скрыта за плотным одеялом);
  • плотность ткани (хиджаб выполняется из тонкой материи, красиво обрамляющей лицо, в то время как паранджа — это очень плотное покрывало);
  • длина (паранджа закрывает всё тело, а это значит, её длина доходит до земли, хиджаб имеет назначение закрыть только голову);
  • расцветка (хиджаб имеет возможности дать женщине выбрать свой стиль и оттенок, они яркие и красивые, паранджа обычно выполняется из тёмной материи, например, чёрного или тёмно-синего цвета).

Характеристики хиджаба

любой платок или покрывало, который повязывают таким образом, чтобы были скрыты волосы, шея и уши

Среди основных характеристик выделяют только его размер. Это должен быть достаточно большой кусок материала, которым можно надёжно укрыть указанные в нормах поведения части тела. Нет особых указаний по поводу стиля и расцветки платка. Они могут быть яркой расцветки и иметь графические и другие рисунки. Любая одежда, способная быть повязанной на голову, сойдёт за хиджаб. Она лишь указывает на то, что женщина мусульманка и соблюдает правила поведения шариата.

История

Термин паранджа происходит от персидского фараджи (в узбекском произношении паранджи, в турецком произношении — фередже). Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришёлся на конец XIX — начало XX века, и был связан не только с особенностями местного засушливого климата, но и с последствиями завоевания Средней Азии Российской империей.

В 1927 году в Узбекистане советская власть начала борьбу с традициями ислама, в том числе с ношением женщинами паранджи. В советской историографии это движение, встретившее яростное сопротивление со стороны мусульманского духовенства и консерваторов, получило название «Худжум» («Наступление»). Устраивавшиеся под давлением большевиков и комсомольских активистов публичные сожжения паранджи использовались в пропагандистских целях исламистами и деятелями басмаческого движения, а также провоцировали террор в отношении местных женщин, по мнению партии, освобождённых таким образом от пережитков прошлого. По данным национальных узбекских историков, от рук противников движения «Худжум» погибло около 2,5 тысячи женщин, многие подверглись насилию и унижениям.

Паранджу часто путают с другими видами женских мусульманских покрытий — никабом, чадрой.

Доисламская традиция ношения платков

Женщины носили платки на голове задолго до появления ислама. Статуэтки, изображающие завуалированных жриц, предшествуют всем основным авраамическим религиям (христианство, иудаизм и ислам), начиная с 2500 г. до н. э. Знатные женщины в древней Месопотамии, а также в византийской, греческой и персидской империях носили вуаль как знак респектабельности и высокого статуса. В древней Месопотамии у Ассирии были сумптуарные законы, в которых указывалось, какие женщины должны и какие не должны покрывать голову, в зависимости от класса, звания и занятия в обществе. Рабыням и проституткам носить вуаль запрещалось, за нарушение запрета они подвергались суровым наказаниям. Таким образом, вуаль была не только указателем аристократического звания, но также служила «различием между „респектабельными“ женщинами и теми, кто были общедоступными».

Строгое уединение и покрытие почтенных женщин также были обычными в Древней Греции. Между 550 и 323 годами до н. э., до христианства, респектабельные женщины в классическом греческом обществе должны были уединиться и носить одежду, которая скрывала их от глаз незнакомых людей.

Неясно, содержит ли Танах указания в отношении вуалирования, но раввинская литература представляет её как вопрос скромности ()

Скромность стала важной раввинской добродетелью в раннеримский период, и, возможно, она была предназначена для того, чтобы отличать еврейских женщин от не еврейских в греко-римском, а затем в вавилонском обществе. Согласно раввинистическим предписаниям, замужние еврейские женщины должны покрывать свои волосы, хотя сохранившиеся изображения завуалированных еврейских женщин могут отражать общие римские обычаи, а не конкретные еврейские обычаи

По словам , в начале христианства еврейские женщины закрывали голову и лицо.

Существуют археологические данные, свидетельствующие о том, что ранние христианские женщины в Риме покрывали свои головы. Сочинения Тертуллиана указывают на то, что ряд обычаев ношения платья ассоциировался с различными культами, к которым примерно в 200 году относились ранние христиане. Самый известный раннехристианский взгляд на вуалирование — это отрывок из первого послания к Коринфянам (11:4-7), в котором говорится: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.» На эту точку зрения, возможно, оказали влияние римские языческие обычаи, такие, как покрытие на голове, которую носили жрицы Весты (вестальные девы), а не еврейские обычаи. В свою очередь, жёсткие нормы, касающиеся покрытия и уединения женщин, найденные в христианской византийской литературе, были подвержены влиянию древних персидских традиций, и есть основания полагать, что они значительно отличались от реальной практики.

Смешение населения привело к сближению культурных традиций греческой, персидской и месопотамской империй и семитских народов Ближнего Востока. Возможно, что завуалирование и уединение женщин утвердились среди евреев и христиан, прежде чем распространиться на городских арабов высших классов и, в конечном счете, среди городских масс. В сельской местности было принято обычно покрывать волосы, но не лицо.

Литература

  • Абдуллаев Т. А. Одежда узбеков (XIX-нач. ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978.
  • Ершов Н. Н., Широкова З. А. Альбом одежды таджиков. — Душанбе, 1969.
  • Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. Одежда народов СССР. М.: Планета, 1990.
  • Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука, 1979.
  • Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, № 8, с. 78-80.
  • Русяйкина С. П. Поездка в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып. 4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86.
  • Сухарева О. А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-я половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.
  • Широкова З. А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. — Душанбе, 1976.

Что такое хиджаб у мусульман

В мусульманском обществе хиджабом (hijab) принято называть предмет одежды, скрывающий женщину от посторонних взглядов. Как учит Коран, женщины, скромно потупляющие взор и оберегающие свою честь от чужих мужчин, угодны Аллаху. Истинные мусульманки должны выражать поклонение Богу: носить накидку, читать молитвы каждый день. Даже среди ученых арабских мужей, толкователей Корана, ведутся споры, должны ли накидки закрывать женщину целиком или возможно оставлять открытыми лицо и кисти рук.

Например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины поверх одежды носят Абай (паранджу из плотной черной ткани, через которую видны лишь глаза). В некоторых странах перед выходом на улицу надевают никаб, в переводе с арабского, – головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз. Мусульманки из Средней Азии предпочитают платки. Турецкие женщины носят тюрбаны с украшением. В большинстве стран классический хиджаб – это головной убор, закрывающий волосы и тело.

История возникновения

Корни ношения закрытых одеяний ведут в Древний Иран. В персидской истории и культуре для женщины считалось позором выйти из дома без покрывал. Это было небезопасно, ведь красота могла вызвать завистливые взгляды, даже оскорбления. С социальной точки зрения, мужья, лишенные возможности видеть чужих женщин, остаются более верными своим женам. Это уменьшает количество разводов, пресекает распространение венерических заболеваний. Просторная паранджа скрывала некоторые недостатки фигуры и здоровья, отличия во внешности хозяек.

Сейчас мусульманок в хиджабах можно встретить в Европе, Азии, странах Африки, например, Тунисе и Египте. Во Франции многие горожанки, которые исповедуют ислам, отстаивают ценность своих традиций. Исключение составляют женщины, профессии которых тесно связаны с общением с иностранцами. Например, стюардессы и портье в отелях могут работать с открытой головой, на них не распространяются общие ограничения.

Доисламская традиция ношения платков

Женщины носили платки на голове за долго до появлением ислама. Статуэтки, изображающие завуалированных жриц, предшествуют всем основным авраамическим религиям (христианство, иудаизм и ислам), начиная с 2500 г. до нашей эры. Знатные женщины в древней Месопотамии, а также в византийской, греческой и персидской империях носили вуаль как знак респектабельности и высокого статуса. В древней Месопотамии у Ассирии были сумптуарные законы, в которых указывалось, какие женщины должны покрывать и какие женщины не должны, в зависимости от класса женщины, звания и занятия в обществе. Женщинам-рабыням и проституткам запрещалось завуалироваться, а за нарушение запрета они подвергались суровым наказаниям. Таким образом, вуаль была не только указателем аристократического звания, но также служил для «различием между „респектабельными“ женщинами и теми, кто были общедоступными».

Строгое уединение и покрытие почтенных женщина также были обычными в Древней Греции. Между 550 и 323 годами до н. э., до христианства, респектабельные женщины в классическом греческом обществе должны были уединиться и носить одежду, которая скрывала их от глаз незнакомых людей.

Неясно, содержит ли еврейская Библия указания в отношении вуалирования, но раввинская литература представляет её как вопрос скромности ()

Скромность стала важной раввинской добродетелью в раннеримский период, и, возможно, она была предназначена для того, чтобы отличать еврейских женщин от их нееврейских женщин в греко-римском, а затем в вавилонском обществе. Согласно раввинистическим предписаниям, замужние еврейские женщины должны покрывать свои волосы, хотя сохранившиеся изображения завуалированных еврейских женщин могут отражать общие римские обычаи, а не конкретные еврейские обычаи

По словам , в начале христианства еврейские женщины закрывали голову и лицо.

Есть археологические данные, свидетельствующие о том, что ранние христианские женщины в Риме покрывали свои головы. Сочинения Тертуллиана указывают на то, что ряд обычаев ношения платья ассоциировался с различными культами, к которым примерно в 200 году относились ранние христиане. Самый известный раннехристианский взгляд на вуалирование — это отрывок из первого послания к Коринфянам (11:4-7), в котором говорится: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.». На эту точку зрения, возможно, оказали влияние римские языческие обычаи, такие как покрытие на голове, которую носят жрицы Веста (вестальные девы), а не еврейские обычаи. В свою очередь, жесткие нормы, касающиеся покрытия и уединения женщин, найденные в христианской византийской литературе, были подвержены влиянию древних персидских традиций, и есть основания полагать, что они значительно отличались от реальной практики.

Смешение населения привело к сближению культурных традиций греческой, персидской и месопотамской империй и семитских народов Ближнего Востока. Похоже, что завуалирование и уединение женщин утвердились среди евреев и христиан, прежде чем распространиться на городских арабов высших классов и, в конечном счете, среди городских масс. В сельской местности было обычно покрывать волосы, но не лицо.

Символ «сдержанной моды» или оскорбительница ислама?

Халима публикует фотографии со съемок, публичных выступлений и светских раутов у себя в «Инстаграме», где у нее миллион подписчиков.

Под каждой фотографией — десятки тысяч «лайков» и сотни комментариев.

Критики обвиняют Халиму в том, что на некоторых снимках она выглядит чересчур чувственно


Ее подписчики — в основном молодые мусульманки из разных стран по всему миру, для которых Халима — пример для подражания:

«Ты доказала, что можно одеваться сдержанно и быть красивой, спасибо!«

«Мы обожаем тебя, Халима, ты вдохновляешь весь мир«.

Но пока одни фолловеры приходят в восторг от красоты Халимы, другие осуждают ее за откровенные фотосессии и «немусульманский» образ жизни.

«Прошу тебя, остановись, ты выставляешь нашу религию в неверном свете, тебе должно быть стыдно!« — пишет пользователь Min_xi.

«Девушка в хиджабе не должна ходить так, как ходишь ты на всех этих модных показах. Если ты действительно считаешь себя мусульманкой, тебе не стоит этого делать«, — пишет пользователь _itsshahed__.

«Никто не может указывать мне, как вести себя благопристойно, — говорит в ответ на это Халима. — Каждый человек решает это для себя сам».

Халиму воспринимают в мире как лицо modest fashion — направления в женской моде, которое предполагает закрытые наряды, скрывающие сексуальность женщины.

Этот тренд вызывает особый интерес и в России, где есть целые регионы с исторической предрасположенностью к большей сдержанности в одежде. И, по словам экспертов, сейчас этот тренд набирает силу.

Modest fashion по определению не предполагает принадлежности к определенной религии, но в России большинство клиенток, предпочитающих облачаться в закрытые наряды, — мусульманки, говорит глава консалтингово-медийной платформы Modest Russia Диляра Садриева.

  • «Мне 69, и это только начало»: почему среди моделей все больше пожилых
  • Легко ли сделать карьеру в модельном бизнесе?
  • Как школьница из России пыталась покорить высокую моду в Париже
  • «Я мусульманин, чеченец, спортсмен, и сегодня я работаю с Версаче»
  • Какой должна быть успешная модель?

«Многим молодым девушкам, которым важно быть принятыми немусульманским обществом, приятно видеть Халиму как символ того, что и в хиджабе можно построить карьеру, и осознавать, что их ценности разделяет и поддерживает мейнстримовая фэшн-индустрия», — отмечает Диляра. «С другой стороны, некоторые образы Халимы не вполне соответствуют религиозным канонам, которые она декларирует

Это отталкивает девушек, которые их строго соблюдают, — продолжает эксперт. — На некоторых фотографиях у Халимы неприкрыты ноги выше колена, полупрозрачные платья, эффектные, но вызывающие образы, это вызывает опасения и недовольство многих»

«С другой стороны, некоторые образы Халимы не вполне соответствуют религиозным канонам, которые она декларирует. Это отталкивает девушек, которые их строго соблюдают, — продолжает эксперт. — На некоторых фотографиях у Халимы неприкрыты ноги выше колена, полупрозрачные платья, эффектные, но вызывающие образы, это вызывает опасения и недовольство многих».

Image caption Директор модельного агентства IMG Models Айван Брат (справа) считает, что успех Халимы прежде всего связан с ее выдающейся личностью

«Сдержанность и скромность должны достигаться не только и не столько посредством ношения платка и сдержанным стилем в одежде, но и в образе жизни в целом, в том числе в отказе от (или ограничении) «гламурного» образа жизни, — продолжает Диляра.

«Халима посещает много светских мероприятий, как того требует ее роль в шоу-бизнесе, где в том числе присутствует алкоголь, и у многих такой образ жизни может вызывать неприятие, вне зависимости от того насколько скромной является сама модель», — добавляет она.

Немного истории его появления

История ношения закрытой одежды уходит в Древний Иран. В персидской культуре для женщины любого возраста считалось позорным поступком выйти на улицу в легкой и открытой одежде, поэтому она накидывала на себя покрывало. Женская красота вызывала завистливые взгляды, а для семьи мусульманки это являлось оскорблением. Жених мог увидеть свою нареченную до свадьбы только один раз, при этом ее лицо и тело были полностью спрятаны под палантином.


Кроме того, полностью закрытые женские лица и тела не могли видеть посторонние женатые мужчины, считалось, что так они оставались верными своим женам, не вступали в половые связи на стороне, соответственно не могли заразиться венерическим заболеванием. Некоторые женщины с недостатками фигуры и особенностями лица скрывали под одеждой все то, что считалось изъяном.

После иранских женщин хозяйками хиджабов стали мусульманки из Азии, Туниса, Египта и даже Европы. Сейчас в большинстве европейских стран представительницы Запада отстаивают свои права, например, во Франции мусульманские женщины устраивают пикеты за право носить ту одежду, которую они считают приемлемой в силу их вероисповедания. Они не скрывают тела и лица не только прогуливаясь по городу, но и при посещении общественных пляжей. Не все европейцы одобряют данные традиции, но приходится мириться с тем, что это безоговорочное право каждой мусульманской женщины, которое нужно уважать.

Свадебный хиджаб

Аллах призывал к скромности и умеренности, не выставлять свою красоту и богатство напоказ, а гордость называл грехом. Зная об этом, все же почти каждая девушка мечтает о незабываемом празднике в день, когда она выходит замуж. Дизайнеры исламских нарядов очень утонченно и изящно решают вопрос, как прикрыть прическу и все женские очертания, но одновременно сохранить красоту и торжественность момента. Западные модные веяния тоже влияют на свадебные наряды, например, в последние годы есть тенденция следовать стилю бохо.

Сочетая прозрачные и плотные ткани, кружево, бисер и декоративные блестки, мастера создают шикарные платья, которые закрывают тело от шеи до ступней, но подчеркивают нежность и женственность невесты. Цвет свадебного хиджаба не обязательно белый, допускаются оттенки изумруда, коралла и лазури. Желательно, чтобы цвет накидки гармонировал с костюмом жениха. .

«Намаз в гримерке»

«Я стараюсь молиться пять раз в день, но получается не всегда, — говорит Халима. — Одно из моих ярких воспоминаний — я бегаю c ковриком для намаза во время Нью-Йоркской недели моды и ищу, где помолиться. Часто таким местом оказывается гримерка или съемочная площадка».

Я впервые встречаюсь с Халимой на бекстейдже Modest Fashion Week в Стамбуле. Окруженная фотографами и дизайнерами, в сопровождении личного менеджера и телохранителя, Халима не упускает возможности поговорить с любым человеком на ее пути и охотно делает селфи с персоналом шоу.

22-летняя Халима Аден — первая модель в хиджабе, которая снялась для обложки британского Vogue и появилась в буркини на страницах американского Sports Illustrated, где в основном снимаются полуобнаженные модели.

Image caption Халиму нередко критикуют за излишне вызывающее для мусульманки поведение на подиуме

При росте всего 166 сантиметров — слишком миниатюрном для топ-модели — ее регулярно приглашают участвовать в показах люксовых брендов, включая Max Mara и Yeezy Канье Уэста. Два года назад она стала первой в мире моделью в хиджабе, заключившей контракт с одним из крупнейших модельных агентств IMG Models.

«Не меняй себя, измени правила игры», — говорит Халима. Ее цель — сделать индустрию моды более инклюзивной, открыв дорогу на подиум девушкам по всему миру, вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности.

«Даже когда все плохо, если я не прошла кастинг, меня не взяли на какой-то показ, я не унываю, ведь со мной всегда моя вера. Она придает мне уверенность в себе и делает меня цельной».

Какой месседж в Коране она считает самым важным для себя?

«Никого не осуждать, поскольку судить может только Бог, поддерживать людей, любить их и помогать им, когда им хуже всего», — не задумываясь, отвечает Халима.

«Я выросла в лагере беженцев и прекрасно понимаю, что вся эта роскошная жизнь может в один момент закончиться, и я готова к этому».

«Кроме того, важная часть моей веры — то, как ты взаимодействуешь с теми, кто не разделяет твоих убеждений и кто смотрит на жизнь не так, как ты».


С этим читают