Евнух

Тебе отрежут член (на самом деле, не факт)

Римский инструмент для кастрации

В действительности, полная кастрация — довольно редкая операция. В большинстве случаев будущему евнуху либо раздавливали, либо отрезали тестикулы. Подчас не требовалась даже операция: человек, «зарекомендовавший» себя как импотент (особенно, пожилой) мог быть взять в гарем под «честное слово».


С другой стороны, даже неполная кастрация была опасным делом. Византийский император Юстиниан I приводит такую статистику: из 90 подвергшихся операции выживали лишь трое. Возможно, Его Величество сильно преувеличивает, но ситуация ясна: в старые времена кастрация чаще всего приводила к осложнениям и смерти.

Почему появились евнухи?

В различных странах задачи евнухов достаточно сильно отличались. Например, Виктор Николаевич Усов, посвятивший этой тематике несколько серьезных научных исследований, пишет, что явление это зародилось в странах восточных деспотий. Таким образом, создавались особо приближенные придворные слуги султана, которые выполняли важные поручения и охраняли гарем. В раннем христианстве также достаточно распространена была традиция оскопления. К этому призывал сам Иисус Христос, дабы избавиться от плотских желаний, обрести чистые помыслы и полностью посвятить свою жизнь богу. В Китае влияние евнухов было огромным, более 2 тысяч лет полностью кастрированные мужчины обслуживали императоров и правителей Китая. Многие из них становились особо приближенными к императору, получая самые ответственные задания. Нередко складывались ситуации, когда по причины малого возраста императора фактическую власть осуществляли евнухи, ярким примером этого является национальный герой Китая – Чжэн Хэ, который стал одним из самых известных азиатских флотоводцев за всю историю.

Какое место занимала наложница в гареме султана

Султан мог содержать одновременно 700–800 наложниц. Среди них существовала жесткая иерархия. Естественно, все 800 не могли иметь «доступ к телу» правителя. Чаще всего, султан имел одну или несколько жен, а также несколько любимых наложниц. Остальные девушки могли годами не видеть своего повелителя. Фаворитки султана имели больше прав, чем остальные девушки. Ребенок, рожденный от любимой наложницы, естественно, не мог претендовать на то, чтобы занять место отца. Однако всех своих детей правитель устраивал в жизни. Исключительное право на престолонаследие имели только дети, рожденные в официальном браке. Но учитывая постоянную борьбу за власть, неизвестно, кому повезло больше: ребенку наложницы, которому ничего не угрожало, или маленькому наследнику, который каждый день рисковал стать жертвой чьих-то планов.

Кроме того, положение официальной жены не многим отличалось от положения, которое занимала наложница. Это значит, что все они были собственностью своего повелителя и жили пусть и в золотой, но клетке.

Девушки, которые не смогли попасть в ряды фавориток, исполняли массу других обязанностей. В первую очередь, хозяйственные. Поскольку вход в гарем посторонним был строго воспрещен, вся работа «по дому» была полностью возложена на плечи неудачливых наложниц. Одна могла следить за чистотой, другая — за распорядком, третья – за здоровьем всей «семьи», четвертая – за процессом приготовления кофе… и так до бесконечности. Обязанностей, как и рабочих рук, было достаточно.

Византия

В христианскую империю институт евнухов проник еще из древнего Рима. Римские патриции считали, что евнухи придают дому оттенок восточной экзотики. В Византии евнухи становились самыми доверенными слугами императорского двора, а иной раз, и очень влиятельными царедворцами. Это были, по большей части, рабы из числа персов, арабов, жителей Кавказа. Однако, известны случаи, когда кастрации подвергались младшие сыновья в знатных семьях. Один из самых знаменитых евнухов Иоанн Орфанотроф жил в XI веке. Он женил своего брата Михаила Пафлагонского на императрице Зое, сделав его императором. Затем он убедил Зою усыновить своего племянника, тоже Михаила, став, таким образом, вначале братом, а затем и дядей императора. Фактически, он правил империей от имени своих сиятельных родственников. При императоре Михаиле Дуке империей фактически управлял евнух Никифор, прозванный за малый рост Никифорицей. Он брал взятки, воровал из государственной казны, и чудовищное корыстолюбие, наконец, привело его к печальному финалу: Никофорица умер под пытками во время следствия о государственных растратах.

Среди высшего духовенства Византийской империи так же было много кастратов.

Что входило в обязанности евнухов?

Как только в телевидении или в книге нам встретится слово «евнух», пожалуй, одной из первых ассоциаций будет большой женский гарем с привлекательными девушками и женщинами, которые так и манят к себе дорогими украшениями, роскошными домами и перспективой получить истинное наслаждение.

А среди всего этого – он, такой маленький, скудный и ничтожный – евнух. Невольно мы даже его жалеем, ведь уже по своей природе он обделен жизнью и не может получать от нее такое же удовольствие, как и все остальные обычные люди. Однако не стоит недооценивать этот слой общества. Ведь в различных эпохах евнухи всегда были и выполняли удивительно важные функции. Но обо всем по порядку.

Евнухи всегда считались идеальными слугами, хотя изначально они были слугами при гареме, заботились о безопасности наложниц, об их внешнем виде и следили за тем, чтобы они выполняли свои обязанности. Евнухи – это исключительно мужчины, однако они не имели ни мужских, ни женских половых признаков, а значит – не стремились иметь физических контактов с женщинами, а плотские страсти их вообще не интересовали.

Конечно же, только одного такого человека было мало. По мнению историков, каждый османский правитель имел в своей власти около 700-800 евнухов. Однако заполучить их было не так легко. Потому что для получения статуса евнуха мужчину лишали его мужских признаков – то есть половых органов, проводя специальную операцию.

Вследствие неудачных манипуляций и антисанитарии многие мужчины просто умирали – из-за потери крови или заражения. Еще часть мужчин просто сходила с ума, не выдерживая психической нагрузки. Однако те, кто выжил – становились действительно «крепкими орешками».

Издавна существовало три вида таких операций – отрезание пениса и яичек, удаление только яичек или только полового члена. Однако первый способ считали наиболее надежным, поскольку он давал гарантию того, что с течением времени у евнуха не проснется половое влечение. Для обычного современного человека такие действия и манипуляции звучат устрашающе, однако для древнего человека это была обычная практика.


Чаще всего их задачей было прислуживание при храмах богиням любви, плодородия и плотских утех. Обычно при храмах работали специально обученные блудницы, которые оказывали интимные услуги, а полученные средства отдавали на развитие древних городов-государств.

По внешним признакам евнуха было очень легко отличить и распознать. Внешне такие мужчины становились более похожими на женщин, их голос становился писклявым, а тело – отечным и некрасивым. Они набирали вес и выглядели неуклюже. К тому же, с возрастом добавлялась еще одна проблема – мочеиспускание.

Поскольку евнухи были лишены половых органов, то справлять нужду им надо было со специальным приспособлением – серебряной трубкой, которую они всегда носили скрытую в своем головном уборе.

Для охраны в гарем среди евнухов выбирали наиболее некрасивых и внешне отталкивающих, чтобы на них не могла соблазниться ни одна наложница. Однако были и такие, которые поддавались соблазну. Как описывалось выше, не всем мужчинам отрезали полностью половые органы. Те евнухи, у которых еще остался половой член, чувствовали половое влечение и могли заниматься любовью.

К тому же, евнухи регулярно подвергались медицинскому осмотру, ведь в древние времена бытовало мнение, что половые органы с возрастом могут отрасти. Также владельцы гаремов и евнухов стремились иметь в своем окружении здоровых рабов.

Женитьба и дети

Иметь свой гарем и, соответственно, заводить детей разрешалось только, когда шехзаде покидал отцовский гарем, где сам рос. Это было нечто вроде совершеннолетия, когда шехзаде признавался достаточно взрослым, чтобы учиться управлять государством и заводить детей.

Эфсун и шехзаде Мустафа в сериале «Великолепный век»

Почему шехзаде Мехмет так поздно обзавёлся гаремом?

Определенного возраста этого «совершеннолетия» не было. К примеру, шехзаде Мехмет, сын Хюррем-султан и султана Сулеймана, отправился управлять санджаком только в возрасте 20 лет. В некоторых источниках пишут, что у Мехмета с детского возраста было слабое здоровье и, возможно, по этой причине мать с отцом долго держали его «при себе» во дворце, боялись отпускать одного. И одним из подтверждений этого, а именно — его слабого иммунитета, является заражение и смерть от оспы. Но официального подтверждения каких-то проблем со здоровьем у Мехмета я пока не нашла.

Думаю, что данная версия возникла на основе истории, рассказанной в книге Павло Загребельного «Роксолана». Там Мехмет, действительно, описывался болезненным ребёнком. Но я не думаю, что если бы Мехмет был действительно таким болезненным, султан бы хотел видеть именно его будущим султаном и продолжателем османской династии.

Очень рано попал в санджак будущий султан Мурад III, сын Селима и Нурбану. Когда ему было всего 12 лет, его дед, султан Сулейман, назначил его санджакбеем Акшехира.

Шехзаде Мустафа стал санджакбеем Манисы в возрасте 18 лет.

Кафесы и запреты

Позднее, когда введется практика кафесов, шехзаде вообще не будут практиковаться в управлении государством. Все дети и братья султана будут жить на территории дворца Топкапы. Братья будут заперты в кафесах. Но абсолютно всем им будет запрещено иметь свои гаремы и детей. Конечно, неофициально в кафесы к шехзаде будут приводить женщин, но им строго-настрого запретят рожать детей.


Что же касается женитьбы шехзаде, как нам показали в «Великолепном веке» — против воли отца заключили браки шехзаде Баязид и шехзаде Мустафа, то такие преценденты в истории, действительно, имелись. Правда, не с участием данных шехзаде.

Селим Грозный и Айше

Селим I, будущий султан Селим Явуз (Грозный) в 1511 году, за год до того, как стал султаном Османской империи, после поражения в сражении с собственным отцом, бежал в Крымское ханство. И там, женившись на дочери крымского хана Менгли-Гирея, Айше, заручился его военной поддержкой.

Этот брак был заключён исключительно с политической целью, без разрешения отца — султана Баязида II. Ранее Айше была женой брата Селима, шехзаде Мехмеда, который был казнён за 4 года до этого. И от него у Айше были сын и дочь. С Селимом детей у Айше не родилось.

Кстати, именно в этой женщиной путают мать султана Сулеймана. Сулейман родился в 1494 году. Когда был заключен брак его отца с Айше, ему было уже 17 лет. Да что уж там говорить, сама Айше была старше Сулеймана всего на 4 года.

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи! Мой Youtube-канал (материалы в видео-формате).

Привилегии евнухов

Пережив мучительную операцию и последующие физические и моральные страдания, евнухи получали привилегии, которые в далекие времена могли частично компенсировать ущерб от кастрации. Они получали доступ к «социальному лифту» и, обладая умом и честолюбием, могли быстро сделать хорошую карьеру при дворе.

Чаще всего евнухи начинали службу с должности стража, а затем переводились в разряд слуг или надсмотрщиков. Жили все это время они в тесных и перенаселенных казармах-бараках, но нередко такие условия были гораздо лучше тех, из которых они попали ко двору. Многие из евнухов поднимались до уровня высоких чиновников и обзаводились собственными роскошными резиденциями.

Были и те, что отслужив много лет султану верой и правдой получали пенсию и уходили на покой. Такие кастраты нередко женились и их положение в обществе и достаток компенсировали супругам отсутствие нормальных любовных утех. Половая жизнь кастратов была ограниченной, но она существовала! Этим людям приписывали невероятную виртуозность в оральных ласках и использовании «взрослых» игрушек из-за чего в 17 веке евнухам даже запретили жить вместе с женщинами, которых те опекали.

Нужно сказать, что некоторые евнухи из тех, что были кастрированы после наступления полового созревания, сохраняли свою мужскую природу и продолжали испытывать влечение к женщинам. Один из таких служителей гарема писал в своих воспоминаниях следующее:

«Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».

Ты сможешь плести интриги безнаказанно

Все тот же персидский евнух Багой не только избежал кары, попав в плен. Позже он отравил своего царя Артаксеркса III и возвел на трон его сына Арсеса. Вскоре, опасаясь уже самого Арсеса, Багой убил и его, а также всех его детей. И ему за это ничего не было! Следующим царем всесильный евнух поставил Дария III, но не смог ужиться и с ним, попытавшись отравить еще и этого царя. На этот раз удача покинула Багоя: Дарий заставил евнуха выпить поднесенный ему отравителями кубок с вином. Багой был вынужден согласиться и отправился в «Дом Лжи» — зороастрийский ад.

Несколько лучше все кончилось для византийского евнуха Стефана Перса. Он был казначеем, причем явно вороватым и бездарным. Во многом из-за его действий император Юстиниан II был низвергнут, ему отрезали нос и язык. А что Стефан? Ему, как вы поняли, ничего не было. И даже больше того: когда Юстиниан восстановился на престоле, он не перестал верить евнухам и все так же вверял им свою казну (до тех пор, пока не был обезглавлен).

Мумификация

   В любом случае, как бы ни изменялись представления о загробном мире, к столь важному переходу человека необходимо было подготовить. Особенную важность приобретала эта подготовка, если речь идет не о простом египтянине, а о самом фараоне.   После смерти тела усопших правителей подвергали мумификации. Зачем это делалось? Согласно христианскому вероучению, душа человека улетает на небо к Господу, а безжизненное тело разрушается

Но для людей Древнего Египта продолжение жизни без тела было невозможно. Ведь даже собственное ба не распознало бы его в разложившемся теле и не смогло бы существовать. Именно религиозные представления древних египтян заставили их придумать способы приостановления процессов разложения и сохранения мертвого тела в целости.   Жители Древнего Египта, должно быть, еще в далекой древности, в Додинастический период, заметили, что происходит с мертвым телом, погребенным в пустыне. В то время покойников хоронили, закапывая прямо в сухой каменистый грунт, в песок. В сухом жарком климате вся влага из тканей тела испарялась, бактериям было нечем поживиться, и мертвецы естественным путем превращались в высушенные палящим зноем мумии.   Египтяне находили в песке целые сохранившиеся тела и были уверены, что эти люди благополучно смогут жить вечно. Но потом для правителей и знати стали строить гробницы, и возникла необходимость искусственно предохранять мертвые тела, чтобы те не истлели. Постепенно сложилась традиция бальзамирования тел фараонов, позднее распространившаяся на менее значительных людей

Зачем это делалось? Согласно христианскому вероучению, душа человека улетает на небо к Господу, а безжизненное тело разрушается. Но для людей Древнего Египта продолжение жизни без тела было невозможно. Ведь даже собственное ба не распознало бы его в разложившемся теле и не смогло бы существовать. Именно религиозные представления древних египтян заставили их придумать способы приостановления процессов разложения и сохранения мертвого тела в целости.   Жители Древнего Египта, должно быть, еще в далекой древности, в Додинастический период, заметили, что происходит с мертвым телом, погребенным в пустыне. В то время покойников хоронили, закапывая прямо в сухой каменистый грунт, в песок. В сухом жарком климате вся влага из тканей тела испарялась, бактериям было нечем поживиться, и мертвецы естественным путем превращались в высушенные палящим зноем мумии.   Египтяне находили в песке целые сохранившиеся тела и были уверены, что эти люди благополучно смогут жить вечно. Но потом для правителей и знати стали строить гробницы, и возникла необходимость искусственно предохранять мертвые тела, чтобы те не истлели. Постепенно сложилась традиция бальзамирования тел фараонов, позднее распространившаяся на менее значительных людей.

Литература

на русском языке
  • Воскресенский Д. Н., Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
  • Клуг Д. // Клуг Д. История гарема в культурах народов мира / Пер. с англ. И. Соколов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 27-39. — 336 с. — (Популярная историческая библиотека). — ISBN 5-8138-0546-X.
  • Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня. 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
  • Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН. Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009. С. 498—501.
  • Шлезингер О. А. Скопцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Евнух // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
  • Евнух // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках
  • Tuotuo. Liaoshi . Beijing: Zhonghua shuju, 1974 (or Tuotuo, Liaoshi (Beijing: Zhonghua shuju, 1974))
  • Toqto’a. Liao Shi (宋史). — 1344.
  • «A Eunuch Cooks Boys to Make a Tonic of Male Essence,» in Zhang Yingyu, , translated by Christopher Rea and Bruce Rusk (New York, NY: Columbia University Press, 2017), pp. 138-141.
  • English language Abstracts of the thesis

Китай


Первые сведения о евнухах на службе у китайского императора появляются в 1050 году до нашей эры. У самого императора, у представителей высшей аристократии были огромные гаремы. Для их обслуживания требовались евнухи. Одним из самых распространенных способов получения этих бесценных кадров, было наказание царедворца путем отрезания детородного органа. Казнь носила название «гунсин» — дворцовое наказание. Кроме того, кастрации подвергали пленников. Империя постоянно вела войны, поэтому недостатка в них не было. И, наконец, бедные и многодетные родители продавали своих сыновей в дворцовые евнухи, полагая, что таким образом они избавят ребенка от нищеты. И зачастую они оказывались правы. Многие евнухи делали великолепную придворную карьеру, занимали ключевые посты в государстве. Евнух-флотоводец Чжен Хэ вошел в число самых знаменитых личностей Поднебесной и стал национальным героем.

Как происходила кастрация в Китае, описал английский путешественник и ученый К. Сент в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет — он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Обязанности евнухов при дворе

Потребности, требующие мужского участия, оставались и в «женском царстве» ― в зависимости от цвета кожи служитель попадал во внешний периметр или в «святая святых» султанского дворца. Итак, кто такой евнух в гареме?

Белые евнухи, или акагалар ― преимущественно уроженцы Балкан и Кавказа ― охраняли Баб-эс-саадет (Средние ворота) и Акагалар капысы (Ворота белых евнухов). Через последние посетители и служители дворца попадали на женскую половину ― Эндерун, где властвовали черные евнухи, или карагалар, которых привозили из стран Африки (Египта, Эфиопии, Судана).

Чернокожие абиссинцы занимались обучением и воспитанием наследных принцев и прислуживали женщинам султана. Поскольку считалось, что в некоторых случаях у скопца может восстановиться природная физиология и гормональный фон, такая «черная метка» позволяла моментально вычислить возможную измену ― от повелителя не родится чернокожий ребенок, это служило некоей страховкой.

Возглавлял всех дюрассааде-агалар, старший евнух, которого также называли «ага девушек» и «ага дома счастья». Это был служитель с высокими полномочиями, занимающий третье по значимости положение при дворе ― после старшего визиря и шейх-уль-ислама. Кизляр-ага руководил дворцовой стражей и лично водил к султану подготовленных одалисок и фавориток.

Интересная подробность: вновь прибывшим служителям гарема давали новые «флористические» имена ― в султанском «цветнике» было место только для цветов.

Аменхотеп III

В то время как некоторые фараоны были известны своими занятиями чувственными удовольствиями, они больше полагались на профессиональных куртизанок для этих встреч, а не иностранных принцесс.

Историческая летопись Аменхотепа III на самом деле примечательна высоким статусом его великой царицы, египетской уроженки Тие. Упоминание о других его женах лишь мимоходом, и в таких случаях становится ясно, что Тие осталась великой королевой.

Каким же должен был быть двор Аменхотепа III с многочисленными царицами, ожидавшими царя, пока одна из его жен управляла им на равных? В одном из писем Амарны говорится о затруднительном положении, связанном с пропавшей принцессой, и в других письмах подробно описываются длительные переговоры, предпринятые для организации дипломатического брака.

Согласно археологическим данным, по крайней мере, несколько цариц Аменхотепа III имели свои собственные покои во дворце Аменхотепа, который сегодня известен как Малката.

Эти женщины не только жили здесь, но есть доказательства того, что они контролировали значительные богатства и нанимали опытных бюрократов, чтобы помочь им управлять ими. Сама Тийя была настолько важна, что король Митанни действительно переписывался с ней после смерти ее мужа.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Черные и белые евнухи

Все тот же В.Н. Усов пишет, что удаление мужского достоинства в древности осуществлялось двумя методами:Белая кастрация. Мужчине удаляли семенники, при этом сам половой член сохранялся. Он получал наименование евнуха. В большинстве случаев они занимались выполнением поручений султана, фактически являясь способом показать роскошь и богатство своего господина. Интересен факт, что при таком способе кастрации мужчина сохраняет возможность эрекции, хотя и достаточно слабую и кратковременную, поэтому известны случаи, когда влиятельные дамы прошлых эпох заводили при своем дворе данную категорию евнухов для удовлетворения себя без риска беременности.Черная кастрация. В этом случае происходило полное удаление мужских половых органов, вместе с мошонкой и пенисом. Таких мужчин называли кастратами (хотя даже в те времена, нередко к ним также применялось слово евнух, однако правильное их наименование именно кастраты). Кастраты ценились намного больше, они допускались к гарему султана, им могли доверять наиболее ответственные миссии.


С этим читают