Евнух: кто это и в чем его особенность, кто такой евнух в гареме

Как рожали в гареме

Попасть в покои Султана на хельвет мечтала каждая девушка. И, разумеется, каждая мечтала родить правителю наследника, так как это открывало перед рабынями новые возможности и давало более высокий статус.


Каждая наложница вела специальный календарь, где отмечала свои критические дни и сопутствующие ощущения. Именно на этот календарик и ориентировались калфы да евнухи, выбирая наложницу для султана. Отправляли тех, у кого по подсчетам должна быть овуляция.

На самом деле, случаев, когда султан сам обращал внимание на наложницу, было не так то и много. Обычно этим занималась Валиде или специальная служанка

Но все же и султан мог заприметить для себя красавицу.

После того, как наложница побывала в покоях султана, за ней следили с особым вниманием. В случае задержки менструации, девушка должна была сообщить об этом калфе, а та отправляла повитуху

Внутренний осмотр позволял установить наверняка, беременная ли налоница. Если беременность подтверждалась, девушка получала статус игбал. Её переселяли в отдельные покои и с этого дня относились практически, как к госпаже.

Разумеется, каждая мечтала именно о сыне. Но и рождению девочки султанская семья радовалась не меньше. 

Роды проходили в присутствии нескольких повитух. А в случае необходимости могли позвать и врача. Правда вот мужчинам не позволялось смотреть на роженицу. Он мог лишь консультировать из-за ширмы.

И в честь беременности, и тем более в честь рождения ребенка в гареме устраивался праздник. Члены султанской семьи одаривали девушку подарками и деньгами. 

Кстати, в гареме действовал закон «одна наложница – один сын». Но, порою, султану увлекались девушкой настолько, что она становилась частой гостьей в его покоях и рожала детей одного за другим. Как мы знаем, именно такими роковыми красавицами оказались – Айше Хафса, Хюррем, Нурбану, Сафие, Кёсем и многие другие.

Они были любимыми женщинами своих султанов, в то время, как другие наложницы гарема – лишь временным увлечением.

Как проходила кастрация

Видов кастрации было несколько. Сначала мужчин лишали только яичек и так было до середины 15 века. Но потом однажды султан Мехмед II заметил, как мерин покрывает кобылу, после чего правитель распорядился принимать в гарем только кастратов с удаленными яичками и половым членом.

Кастрация. Иллюстрация из персидского справочника по хирургии 15 века

Обычно операцию проводили мальчикам до начала полового созревания и идеальным возрастом почему-то считали 8 лет. Жертву привязывали к специальному столу, его половые органы перетягивали шнурком и отрезали острым как бритва лезвием. Чтобы остановить кровь и избежать инфицирования, рану заливали смолой или прижигали раскаленным металлом. В мочеиспускательный канал вставляли бамбуковую трубочку, чтобы облегчить отправление естественной надобности.

После этого ребенка закапывали на несколько дней по шею в горячий песок, чтобы он не мог прикасаться к ране и мешать ее заживлению. Боли преследовали кастрированного несколько месяцев, а процент умерших от осложнений был очень высок. Дети умирали во время операции от болевого шока и из-за потери крови, а спустя некоторое время после кастрации — от инфекций.

Те кто, выжили росли и при этом постепенно изменялись. Из-за отсутствия мужских гормонов евнухи разговаривали тонкими, иногда писклявыми голосами, приобретали женственные черты лица и особый тип фигуры с широкими бедрами и узкими плечами. Кроме этого, евнухи всю жизнь страдали от недержания мочи из-за того, что у них отсутствовал член.

Похожее

  • Приоткрыта тайна скелетов, с головы до ног покрытых драгоценностями

    Американский историк и охотник за древностями приподнял завесу тайны над жуткой коллекцией скелетов, инкрустированных драгоценными камнями, располагающейся в церквях по всей Европе.

  • Катакомбы-кладбище капуцинов в Палермо

    Катакомбы капуцинов — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек — местной элиты и выдающихся граждан: духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

  • Мощи святых

    Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мертвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, в надежде на грядущее воскрешение верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание и сохранить в целости тела единоверцев, а места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение.

  • Фальшивые мощи. Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей 22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

  • Нетленные мощи Много существует церковных легенд о нетленных мощах «святых угодников». «Когда-то, при жизни, это были люди, тела которых ничем не отличались от тела обыкновенного человека, — говорят служители культа, но за праведную жизнь, за верность религии бог выделил их среди обычных смертных — он наделил их тела способностью вечно сохраняться в нетленном виде…»

  • Гигантские скелеты — подделка В этой статье хочется подробно разобрать достаточно масштабную фальсификацию последнего десятилетия. Суть ее в том, что якобы по всей Земле археологи находят останки гигантских людей, ростом до 2, 3, 4 и даже 10 метров. Официальная наука тщательно обходит молчанием эти сенсационные находки, отчасти потому, что они совершенно не укладываются в современные научные теории.

  • Уроки атеизма. РПЦ отзывает партию святых, оказавшихся бракованными Александр Невзоров Знатоки японской кухни меня подправят, известно, что в японской кухне есть такое блюдо, которое называется одори. Это рыба, частично зажаренная, частично живая. Зрелище, мягко говоря, малоприятное. Зажаренное, дымящееся и парящееся тело, и вращающая глазами и разевающая рот голова. Называется это одори. И легендарный повар Набусато, когда говорил об этих сортах рыбы, которые шли на блюдо под названием одори, он говорил: «Рыба всем хороша, но единственный её недостаток в том, что она не умеет жарить себя сама».

  • Правда о православных «святых» Белов А. В.

    На страницах этой книги православные святые предстают перед судом разума без прикрас. И оказывается, что люди, причисленные церковью к лику святых, в действительности совсем не похожи на тех, которых рисуют жития. С истинным лицом многих святых, имена которых мы встречаем в церковном календаре, и знакомит читателя автор книги.

  • Орудия смерти / Death Machines Discovery В этом сериале речь идет о самых негуманных изобретениях человечества — орудиях пыток и убийства. Создатели этого захватывающего сериала предоставляют зрителям возможность познакомиться с самыми ужасными смертоносными творениями прошлого.

  • Криминальная история христианства Карлхайнц Дешнер

    В книге современного немецкого ученого всесторонне исследована многовековая деятельность христианской церкви, приведены интересные, малоизвестные факты о становлении и развитии христианства, о борьбе с ересью, о том, какими методами распространялась, а иногда и насаждалась эта религия в разных странах. На протяжении четырех томов Карлхайнц Дешнер остается верен своему тезису: «Кто пишет мировую историю не как криминальную историю — ее сообщник».

Далее >>>

Эпоха великих кастратов

Но не всегда кизляр-ага был родом с Черного континента. История сохранила для нас имя Газанфера — белого евнуха, родившегося в Венеции. В детстве его вместе с родителями захватили в плен алжирские пираты. Его мать и сестру удалось выкупить, а Газанфер с братом Джафером попали на невольничий рынок в Стамбул.

Там мальчики были куплены для службы во дворце, после чего их определили учиться во дворцовую школу. При дворе ребята подружились с Селимом — сыном Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Но даже наследник не смог помочь парням сделать карьеру, так как путь к власти и богатству для инородцев лежал только через кастрацию.

Поэтому уже будучи взрослыми мужчинами, братья решились на кастрацию. Став евнухом Газанфер пошел в слуги Нурбану — будущей супруги султана Селима. Нурбану и Газанфер были земляками — отец девушки управлял греческим островом Парос, находившемся под властью Венеции.

Когда Селим стал султаном, то Газанфер был назначен капы-агасы — старшим белым евнухом, а его брат Джафер подучил должность хаз-одабаши — администратора султанской резиденции. Но Селиму не суждено было долго править империей — он имел нездоровое пристрастие к спиртному и вскоре умер. Престол занял Мурад, сын Нурбану.

Став валиде, женщина сосредоточила в своих руках власть, умело интригуя против великого визиря и поддерживая связи со многими европейскими монархами посредством переписки. Нурбану способствовала назначению Газанфера на должность хаз-одабаши после того, как Джафер решил удалиться на покой.

Венецианец-евнух получил при дворе огромную власть, осуществляя управление дворцом и целой армией евнухов. Впервые такие возможности оказались у одного человека и он ими сумел воспользоваться. Благодаря рассудительности, Газанфер стал советником султана Мурада III, а после его смерти Мехмеда III.

Гробница Газанфера в Стамбуле

Султан пошел навстречу просителям и казнил своего верного слугу и советника, чтобы успокоить волнения. Влиятельного евнуха похоронили в роскошной гробнице, а на завещанные им деньги построили возле захоронения духовное училище. После смерти Газанфера ушел из жизни и Мехмед III, сраженный тяжелой болезнью. Власть перешла к его сыну Ахмеду, который возвысил другого евнуха — босняка Хаджи Мустафу.

Мустафа был белым, но после кастрации долгое время жил и обучался в Йемене и Египте. Черные евнухи считали его своим, что позволило европейцу стать первым в истории кизляр-агой. Став большим человеком, Хаджи Мустафа прославился как покровитель поэтов, архитекторов, ученых и, вообще, людей с прогрессивными взглядами. Он помог Ахмеду I реализовать его мечту — возвести величественную Голубую мечеть, ставшую одним из символов Стамбула.


В 1617 году Ахмед I скоропостижно умер от свирепствовавшего в столице тифа. Хаджи Мустафа, используя свое влияние и интриги, помог впервые в истории Османского государства передать власть не сыну султана, а его брату. Но Мустафа I страдал психическим заболеванием и через несколько месяцев влиятельный евнух убедил муфтиев признать его недееспособным.

После этого на престол был возведен 13-летний Осман II. Таким образом, евнух способствовал смене власти, руководствуясь государственными интересами и не забывая о своих.

Закат эпохи евнухов наступил в начале 19 века, вместе с модой на все европейское. Султан Махмуд II организовал особое министерство, управляющее вакуфами и евнухи потеряли свою финансовую независимость и львиную долю власти. Отныне кизляр-ага управлял только территорией дворца и путь в политику людям с этой должностью был закрыт.

В 1871 году торговля рабами была в Османской империи запрещена и евнухов не стало. По своей воле никто не хотел становиться кастратом — наступила новая эпоха, в которой дела вершили не деньги и связи гарема, а ловкие политики и умелые дипломаты.

Были кастраты и в России, но в отличие от Востока, у нас мужчины оскопляли себя исключительно в религиозных целях, попадая под влияние секты скопцов. Интересно, но влияние их в обществе также было очень велико.

Умения наложниц

В меню наложницы во вкладке “умения” можно узнать, с кем из советников конкретная наложница связана. К примеру, Айрис связана с советником Лалой, Индира с Меликом, Сесилия с Лютфи. В этой же вкладке вы обнаружите шесть уровней умений: это те качества, которые наложница может развить в советнике.

Сами умения улучшаются. Их можно модифицировать за “камни знаний”, которые добываются в классных комнатах (о них ниже), и прокачивать за “опыт” наложницы: чем дальше продвигается прокачка, тем больше “опыта” придется потратить. Чтобы собирать больше опыта за одно случайное посещение наложницы султаном, вкладывайтесь в очки обаяния: они набираются с помощью помощниц (даются послами в «Министерстве»).

Кроме того, близость и обаяние качаются с помощью подарков (вкладка «подарки»)

Важно расходовать подарки с умом: дарите их только тем девушкам, советник которых уже открыт. Иначе вы долго не воспользуетесь результатами прокачки

Курсы соблазнения

Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы – старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию. Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.

На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.

Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.

Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.

Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.

Евнухи в гареме — как появлялись и зачем были нужны

На Ближнем Востоке евнух был кастрирован по практическим соображениям и служил на должностях, куда допускались только кастрированные мужчины.

Евнухи были либо охранниками, либо слугами в гаремах, либо камергерами королей. Это были первоначальные должности для евнухов, но многим удалось подняться по социальному статусу, и они могли занимать такие должности, как телохранители, конфиденциальные советники, министры, даже генералы и адмиралы. Многие из советников Османской империи были евнухами.

Причины кастрации мужчин, занимающих такие должности, довольно очевидны: для евнухов, работающих в гаремах, была потребность в мужчинах, которые не могли сделать женщин беременными. Другая причина состояла в том, что многие думали, что личность евнуха была более благоприятной для важных позиций. А также тот факт, что у евнухов никогда не было детей, делало их менее угрожающими для правителей и важных людей: у евнухов не было сыновей, которые могли бы оспаривать в будущем положение семьи.

Было 3 уровня кастрации:

1) Удалялся весь орган, оставалось лишь отверстие для мочеиспускания.

2) Удалялись яички до того, как мальчик достигнет половой зрелости, в результате чего зрелый мужчина не будет знать естественного желания женщины.

3) Удалялись яички после полового созревания, что давало человеку возможность достигать эрекции без семяизвержения.

Кастрированные мужчины или мальчики могли либо добровольно принять кастрацию, чтобы занять определенные привлекательные позиции, либо они были наказаны за определенные ошибки или преступления. Кроме того, они могли быть мальчиками, проданными их родителями, и, следовательно, рабами, в полной воле владельца.

Что интересно, в древнем Египте придворного офицера называли евнух, независимо от того, имел он кастрацию или нет. Большинство было кастрировано, отсюда и использование этого термина.

Христианский бизнес на кастратах

Стоит особо упомянуть о таком важном аспекте, как отношение религии к оскоплению. Пророк запретил мусульманам кастрировать людей, поэтому долгие столетия бизнес по поставке евнухов был привилегией христиан

Первые сто лет Османской империи все евнухи при дворе султана были исключительно белыми и оказывались в Стамбуле как военная добыча или штраф за неуплату налога.

На покоренных османами Балканах и Кавказе с каждого дома взымалась джизия — налог на иноверцев. Если христианская семья не имела возможности заплатить нужную сумму, сборщики податей могли забрать из семьи детей. Со временем империя богатела, требования к роскоши росли и увеличивался спрос на оскопленных слуг.

Во второй половине 15 века гарем султана обслуживали 20 кастрированных слуг и стражей, а в начале 16 — уже в два раза больше. В эпоху расцвета Османской империи количество евнухов при дворе достигало 600−800 человек!

Султан и его двор

Султан Мурад III, правивший империей в 16 столетии, первый завел моду на чернокожих евнухов. Чаще всего рабов захватывали или покупали в Судане, а затем переправляли в православные коптские монастыри Египта и Абиссинии. Там монахи кастрировали несчастных и затем «живой товар» попадал на невольничий рынок Стамбула или непосредственно к заказчику.


Африканец, лишенный половых органов, был ценным товаром и стоил дороже красивой белой девушки. Со временем чернокожие евнухи стали большинством при дворе султана, а белым запретили вход в помещения, где находились женщины. Также африканские кастраты прислуживали самому султану в его апартаментах и охраняли его покой и жизнь.

Начальник африканских кастратов назывался кизляр-ага и, по сути, он был главным управляющим над всем персоналом султанского гарема и дворца

Если говорить о важности этой персоны, то он был четвертым человеком в империи после султана, великого визиря и муфтия

Самые известные и влиятельные евнухи Османской империи

Самый влиятельный евнух гарема часто приравнивался и к самому большому взяточнику в нем. Рабыням, чтобы получить какие-то привилегии или просто отправить послание, приходилось платить. Коррупция во дворце процветала.

История знает наиболее влиятельных евнухов гарема Османской империи: Газанфера-агу и Хаджи-агу.

Газанфер-ага

Газанфер-ага прислуживал Селиму II и его жене Нурбану-султан, а затем их сыну Мураду III и даже внуку — Мехмеду III. Еще в детстве был захвачен пиратами и продан во дворец, где быстро сдружился с шехзаде и его фавориткой. Во взрослом возрасте решается на оскопление, поскольку не было иного пути для служения в гареме.

Кстати, в сериале «Великолепный век» это показали. Только еще придумали историю любви. Якобы Газанфер решился на этот шаг только ради любви к Нурбану-султан, чтобы продолжать находиться с ней рядом.

Со временем Газанфер становится главным евнухом гарема, начальником охраны дворца и распорядителем апартаментов султана. Газанфер часто выступал посланником в делах Нурбану и был советником султанов. По данным исследователей, он накопил немалое состояние и стал одним из самых богатых людей в империи того времени. Его также называли самым большим взяточником. Но в 1603 году, по требованию янычар, был казнен. Газанфер-ага имеет собственную гробницу, а рядом с ней построена религиозная школа, как и завещал он сам.

Газанфер-ага в сериале «Великолепный век»

Хаджи-ага

Хаджи-ага – еще один влиятельный евнух гарема, служил при султане Ахмеде I, вероятно, был знаком с Газанфером. Его называли меценатом, ведь мужчина содействовал строительству Голубой мечети, о которой так мечтал султан.

Он стал первым человеком, не принадлежавшим к числу династии османов, чье имя было увековечено в мечети. Также считается, что Хаджи-ага, после смерти султана Ахмеда, повлиял на то, что власть перешла не к сыну султана, а его брату Мустафе.

Хаджи-ага в сериале «Империя Кёсем»

Зачем в гаремах евнухи

Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.

В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.

На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.

Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.

Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.

Как посетить Костницу

Костница не закрывается на сезонные профилактические работы и работает круглый год, осмотреть Костницу можно с 9.30 до 18.00 ежедневно кроме понедельника.

Стоимость входного билета для взрослого составляет 60 чешских крон (примерно 6 долларов), для студентов и детей предусмотрены скидки.

Скидки также предоставляются группам: чем больше человек в группе – тем дешевле входной билет. Скидки начинаются при посещении группой от восьми человек. Группы больше 25 человек не формируются.

Однако в Кутной Горе можно приобрести сразу несколько билетов для посещения и других достопримечательностей: такая «оптовая» покупка позволяет неплохо сэкономить, в результате посещение каждой достопримечательности (включая Костницу) обойдется примерно в три раза дешевле.

При желании можно заказать экскурсию, во время которой будет осмотрена не только Костница, но и некоторые другие интересные достопримечательности.

Такие экскурсии предлагают многие туроператоры, их стоимость может составлять от 50 до 150 долларов.

В эту цену входят поездки на автобусе, рассказы экскурсовода и возможность производить фото- и видеосъемку многих объектов (но не всех).

Особенности архитектуры и интерьера

Сам Седлецкий Собор представляет собой смесь архитектурных решений: изначально исполненный в строгом готическом стиле, в начале XVIII в. он был реконструирован и приукрашен в духе барокко.

Но остановимся на подвальной усыпальнице в исполнении Франтишека Ринта. На входе вас встречают столбы из черепов и двух скрещенных берцовых костей, костные скульптуры, напоминающие огромные кубки, и декоративный католический крест из того же материала. Внутри по четырём углам размещены огромные груды костей, выложенные в форме колоколов.

Владимир Евсеев

Особое внимание привлекает огромный костяной канделябр, свисающий под потолком. Он содержит хотя бы 1 экземпляр каждого элемента человеческого скелета

Основание для свечей состоит из тазобедренных костей. Помимо прочего, на канделябре размещены небольшие фигуры ангелов, сделанные из более привычного прикладного материала.

Леонид Сикорский

У дальней стены размещен алтарь. На пути к нему стоят 4 декоративные алтарные дароносицы, они украшены уже знакомым орнаментом: скрещенными костями и черепами. Там можно наблюдать ещё одну не костяную фигуру — распятого Христа. Напротив стоят свечи, к которым брошено много монет — часть оставляют те, кто верит в примету: бросивший монетку к алтарю Костницы обязательно найдёт клад.


Анна Горелова

Весь потолок увешан гирляндами из черепов, частично используются потолочные украшения из берцовых костей. На одной из стен костями выложено имя автора идеи и год ее реализации — 1870.

Рядом — огромный костяной фамильный герб Шварценбергов, который своим разнообразием дал разгуляться художнику. Он разделён на несколько частей разного уровня художественной сложности, но Ринту удалось точно воссоздать каждую из них.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из девширме государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Если бы я был султан, был бы холостой

Слова знаменитой песни из кинокартины «Кавказская пленница» были весьма актуальными для султанов Османской империи. Во избежание политических и правовых последствий, за исключением некоторых правителей, они не женились, а брали «джарийе», что на русский язык переводится как «наложница», хотя сами османы вкладывали в это понятие несколько иное значение — раба женского пола или служанка.

Так для поддержания института «джарийе», которые, кстати говоря, набирались по принципу «девширме » (перевертыши), и была сформирована система гарема в Османской империи. Что же представлял гарем султана? Прежде всего, это была иерархическая система, во главе с матерью султана и главным евнухом, призванная содействовать продолжению рода султана по мужской линии. Не все обитательницы гарема были наложницами. К султану допускались только самые преуспевшие в обучении девушки, которым преподавали основы ислама, тюркскую культуру, литературу, искусство стихосложения, вышивание, музыку и многое другое. Если школа Эндерун при султане занималась подготовкой будущих государственных служащих, то гарем подготавливал будущих жен для этих самых служащих. Это делалось для того, чтобы госслужащий, назначаемый в отдаленные уголки империи, не обрастал родственными связями с местным населением и сохранял личную преданность султану.

Дни непосредственно перед тем, как увидеть султана

В эти недели распорядок дня у девушки был расписан по минутам. Их отмывали в известных банях Хаммам, многочисленные маски для лица и тела, чтобы кожа была как бархат. Для этого использовалось много трав и методик их применения. Это было обязательным, чтобы на коже не было ни единого дефекта или покраснения.

Затем им подбирался наряд и макияж под него. Зачастую это были стрелки, тени, помада и румяны. Для этого использовались разные ингредиенты, которые были распространены в хозяйстве. Сильный акцент в мэйк-апе был на глаза. Интересным фактом является то, что глаза считались настолько сильным и основным оружием, что преподавались уроки по взгляду. На них девушек обучали придавать взгляду сексуальности и женской силы, чтобы султан сразу согласился взять ее к себе, встретившись глазами.

Веки подводились и сверху, и снизу, чтобы притянуть к ним основное внимание. После всех преподаваний и лекций устраивался экзамен, на котором ученицы должны были продемонстрировать всё чему научились за эти несколько лет. Только потом те, кто сдал без проблем, могли спокойно выдохнуть и приступать к подготовке для встречи

Только потом те, кто сдал без проблем, могли спокойно выдохнуть и приступать к подготовке для встречи.

Если ночь проходила удачно и наложница угодила и понравилась владыке, то ее жизнь обретала новые краски. Деньги, слава, шикарные наряды и платья — это все становилось частью их жизни. Некоторым даже покупали отдельные дворцы. Всё зависело от того насколько сильно понравилась рабыня, ведь все мы знаем историю о Роксолане.

Таким образом и проходила подготовка к заветной встречи с султаном, на которой все должно было быть в буквальном смысле идеально, ведь от этого зависило качество будущей жизни избранницы.

Карьерная лестница евнухов

Как уже было сказано ранее, у евнухов были разные должности и звания. А значит, имелась своя иерархия.

Кызляр-ага – самый главный человек среди черных евнухов. Имел своих рабов из евнухов и свой гарем из девушек-рабынь. Он мог попасть на встречу к султану когда угодно. В его управлении находились благотворительные фонды султанш. Валиде советовалась с ним по поводу назначения людей на должности.

Капы-ага – самый главный человек среди белых евнухов. Он управлял всеми рабынями и евнухами, которые были по статусу ниже его.

Хазынедар-баши – человек, которому была доверена эта должность, обязан был управлять внешней казной государства. Он имел в подчинении своих евнухов, около 20-ти человек. Мог получить повышение до капы-аги или кызляр-аги.

Чадыр-михтер-баши – являлся главным смотрителем павильона падишаха. Он командовал янычарами и отвечал за стражников дворца, которых было около 800 человек.

Везнедар-баши – человек, которому доверялась внутренняя казна государства. В своем распоряжении имел 40 евнухов.

Базеркьян-баши – поставлял ткани для султанской семьи и двора.

Пешкешджи-баши – занимался охраной подарков, которые были привезены султану иностранными дипломатами. В подчинении у него тоже было много евнухов.

В самый пик расцвета османской империи, в гареме насчитывалось 600-800 евнухов.

История и подробности жизни в гареме

Гарем занимает центральное место в западных популярных представлениях о женщинах в ближневосточных обществах. В этом контексте он часто ошибочно воспринимается как прославленный бордель, где мусульманский правитель или вельможа держит множество женщин, чтобы утолить свои желания.

Хотя некоторые современные мелкие князья в Персидском заливе и Тихоокеанском регионе действительно поддерживают такие учреждения, гарем исторически был гораздо более сложным институтом, направленным на воспроизводство и сохранение семьи. Классический пример гендерного пространства, он простирался, под различными названиями, до Европы и Азии.

Слово гарем происходит от арабского harim , ссылаясь на место, которое является запретным, священным и/или табу.

Соответственно, жилой гарем — это внутреннее пространство, недоступное для лиц, не принадлежащих к домашнему хозяйству. Как в частных резиденциях, так и в королевских дворцах его занимают женщины и маленькие дети.

Однако дворец мусульманской королевской семьи в эпоху Средневековья и раннего Нового времени содержал как женский гарем, так и мужское внутреннее святилище, доступное только членам семьи и личным помощникам. За такими пространственными постройками, которые были общими для царских дворцов по всей Азии в Византийской империи кроме того, в некоторых частях Африки бытует мнение, что правитель демонстрирует свою власть посредством изоляции и недоступности, а не публичной видимости. Большинство западноевропейских судов также содержат отдельные женские кварталы, хотя степень изоляции, как правило, не столь выражена.

Среди обитательниц женского гарема были мать правителя, незамужние дочери и сестры, а также жены. Исламское право разрешает мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может обращаться со всеми ними одинаково, хотя мнения расходятся относительно того, что считать равным обращением.

К этим женам добавлялись многочисленные наложницы, обычно рабыни, привезенные из немусульманских земель и обращенные в ислам. Большой штат целомудренных женщин-служанок, многие из которых были рабынями жен и матерей правителя, выполняли самую разнообразную работу-от бухгалтерии до стирки одежды.


С этим читают