Отдых в абхазии

Приданое, наряды и подарки

Подготовка к свадьбе начиналась, как и сейчас, после сватовства. День свадьбы назначала, как правило, сторона жениха. Свадьбы обычно проводились осенью, после сбора нового урожая.


После того, как назначали дату свадьбы, родители жениха начинали тщательно готовиться к ней: заливали вино, сеяли кукурузу для мамалыги, выращивали домашнюю птицу. Отец семейства выращивал животное, которое на свадьбу забивалось и готовилось в качестве главного блюда на пире. Чаще всего это был бычок весом в 100-120 килограмм.

Приготовление мяса для свадебного застолья, 1947 год Из книги Шалвы Инал-ипа «Очерки по истории брака и семьи у абхазов» 1954 года

Приготовление мяса для свадебного застолья, 2000-е Наала Авидзба

Свадьбы были не такие многолюдные, как в Абхазии сейчас, не больше 150-200 человек, уточняет Элисо Сангулия.

«Приглашали только самых близких родственников, а организацию свадьбы брали на себя соседи. За несколько дней до свадьбы по селам рассылали гонцов, чаще жених со своим другом объезжал родственников и оповещал о предстоящей свадьбе. Не сам жених заходил в дом и звал на свою свадьбу, это делал его друг. Если была необходимость, то родичи помогали материально – кто-то вином, кто-то бычка давал. Никто не оставался безучастным», – отмечает этнолог.

Вареное мясо — одно из главных блюд абхазского свадебного застолья, 2000-е Наала Авидзба

Приготовление мяса на вертеле для свадебного застолья, 2000-е Наала Авидзба

Невеста сама готовила приданое: не то, что ей давали родители – аихраҵага, а другое – собственноручно сшитые и вышитые кисеты, очкура (пояса – прим. ред.) и полотенца. Ведь после обручения она большинство времени проводила за рукоделием: шила, вышивала, готовила подарки для будущих родственников. В этом ей помогали подруги. Все это она брала с собой в день свадьбы.

Эти же вещицы ручной работы от имени невесты «выдавались» в качестве наград на свадебных состязаниях – например, лучшим джигитам, мастерам «искусства вождения коня» (аҽҟазара).

Вынос приданого для невесты, село Джгерда Из книги Шалвы Инал-ипа «Очерки по истории брака и семьи у абхазов» 1954 года

Часть приданого невесты Наала Авидзба

Свадебных нарядов как таковых не было, или они не зафиксированы этнографическим материалом. Обычное платье шилось из ткани, которую привозил жених после обручения (аматырбага). Цвет не имел значения, но чаще оно было белое. Обычно это было длинное «до пят» и широкое книзу «абхазское платье» с туго затянутым высоким воротником, с длинными застегивающимися рукавами (аԥсуа ҵкы). Особенностью свадебного наряда невесты был платок – «аҭаца касы», который покрывал ее с головы до ног.

Преподнесение подарков для молодой жены в день свадьбы, 1947 Из книги Шалвы Инал-ипа «Очерки по истории брака и семьи у абхазов» 1954 года

Невеста в доме мужа в день свадьбы в отведенном ей помещении со своей подругой, село Тамыш, 1947 год Из книги Шалвы Инал-ипа «Очерки по истории брака и семьи у абхазов» 1954 года

Известный ученый-этнограф Елена Малиа пишет, что изначально платок был белого цвета, его специально вязали из белых шелковых нитей, а к середине XX века он был заменен черным шифоновым. Сегодня в день свадьбы невеста не закрывает лица, и только во время привода ее лицо закрыто фатой.

Гости преподносили невесте подарки, в основном деньгами, и подруга невесты, приподняв платок, показывала ее лицо. Смотрины эти обычно открывались родителями жениха. Свекор обыкновенно дарил невестке корову, буйволицу или лошадь, свекровь – чаще всего постельные принадлежности. Эти подарки переходили в личную собственность невестки.

Смотрины в доме мужа, семья Дарсалия Наала Авидзба

Традиционный выход невесты под абхазскую инструментальную музыку в свадебную палатку для гостей празднества Наала Авидзба

Смотрины в доме мужа, семья Хагба Наала Авидзба

Общий протоязык и родственные языки

Абхазы и абазины – древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов протоязык распался на три ветви: абхазский, адыгский и ныне вымерший убыхский языки. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Постепенно племена объединялись в княжества, а затем, в VIII веке нашей эры, создали государство, Абхазское царство. Так сформировалась единая абхазская народность, и установилось единство абхазского языка.

Ушедшие за перевал этнические группы отделяла от территории исторической Абхазии естественная преграда в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка. Исследователи указывают на тот факт, что ашхарский диалект абазинского языка более близок абхазскому. Из этого делают вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, отделились от общей этнической группы абхазов и абазин позднее, чем другой абазинский субэтнос тапанта.

Дом «невесты»

Когда мы заехали в аул Чонтаул, неместных сразу заметили. На домах указателей практически нет. У первого встречного мужчины спросили, как проехать на улицу Курмагомедова, на что получили встречный вопрос неприветливым тоном:

— А к кому вы там? Вас ждут?

После получасовых поисков мы у дома Адама-Раины. Со стороны улицы женщина в тёмной одежде поправляет сено в сарае, отгоняет куриц. Это мать Адама. Нас она не заметила.

— Извините, здравствуйте. Вы мама Адама? — спрашиваю вполголоса.

Женщина в чёрном платке, не оборачиваясь, выронила из рук сено, стала торопиться к воротам. Перед тем как зайти, она глубоко вздохнула и посмотрела на нас. Её глаза были заплаканные, взгляд напуганный. Когда двери закрылись, было слышно, как она зарыдала в голос.

Мы стали стучаться в ближайшие дома — никто на этой улице не открывал. На соседних люди, завидев нас, закрывали двери. Те, кто спокойно сидел и разговаривал на лавочках у своих ворот, вставали и быстро заходили в дом. За двадцать минут нашего приезда многие в посёлке уже знали: приехали какие-то люди, интересуются Адамом.

Всё же некоторые родные и соседи осмелились рассказать нам про него. Полушёпотом, в приоткрытые двери.

— Адам всегда был добрым мальчиком. Он был очень опрятным, наверное, самым аккуратным мальчиком в классе. Когда они ездили с мамой на рынок, сам выбирал обновки, любил модные вещи. Почти десять лет назад он уехал из аула. Жил сначала в Махачкале, потом в Москве. Говорил, что работает в ночном клубе барменом, в салоне сотовой связи. Несколько раз звал мать и отца приехать к нему в гости. Но у родителей хозяйство, внуки. Некогда. Он рос на наших глазах нормальным ребёнком, хорошим парнем. Ничего такого в нём не замечали.

— Отец Адама старается не приезжать домой, в основном на работе. Стыдно ему, не может в глаза смотреть никому. Редко его видим. Не разговаривает ни с кем. Он сказал, что если это правда, то сын домой уже никогда не вернётся. Ушёл мужчиной — женщиной порог не переступит, — говорит друг семьи.


В ауле некоторые уверены: поменять пол Адам решился из-за семейной трагедии, которая случилась несколько лет назад. Умерла его родная сестра, с которой они были друзьями. Двадцатидвухлетний парень тяжело это перенёс.

— Последний раз в аул он приезжал четыре года назад, на похороны сестры. Она умерла во время операции. Они были очень дружны с ней. Когда мы увидели фотографию, где он уже стал женщиной, были поражены, как он стал сильно похож на неё. Очень похож, как будто она. Многие в ауле говорят, что Адам свихнулся. И, может, поэтому пошёл на такое… — рассказывают женщины с соседней улицы.

— Мать носит траур: три месяца назад умерла её родная сестра, тётя Адама. Он не приехал на похороны. Видимо, уже готовился к этой операции. У матери разрывается сердце, она боится за сына: его могут убить. Боится за дочь и старшего сына. Такой позор не простят у нас. Даже сыну, который живёт в Хасавюрте, запретили приезжать в аул, пока он не докажет, что это неправда, пока не найдёт своего младшего брата. Две недели назад он звонил Адаму и молил его, чтобы он прислал своё фото или видео. Доказал, что он мужчина. Не верят родные, откуда столько денег на все операции — это очень дорого. Адам заверил, что сейчас отдыхает в Таиланде и обязательно позже пришлёт фото или сам приедет.

Но не прислал и не приехал.

Телефон Адама недоступен, на связь с родными больше не выходил. Со дня свадьбы, которую прозвали позорной, прошёл ровно месяц. Где сейчас молодожёны, не знает никто из близких.

Похищение и тайные браки

А если «стороны не согласны»? Получив от родителей невесты отказ, молодой человек считал себя крайне оскорбленным и организовывал похищение. Оно могло состояться, например, во время национальных праздников, на свадьбе соседей, или по предварительному сговору с подругами невесты, которые хитростью выводили ее из дома. Одним словом, жених, вознамерившись похитить любимую девушку, тщательно все планировал и ждал подходящего момента.

Похищение, как исключение из правила, может иметь место и сегодня – в форме вывода девушки из дома обманом. Подруга или родственница просит куда-то с ней пойти или поехать, а вместо этого друзья юноши увозят девушку к его родственникам. При этом будущая невеста может и не подозревать о похищении.

Другое дело, когда девушка сама стремится к браку и выходит замуж втайне от своих родителей. Молодожены на время уезжают из страны, а по приезде стараются урегулировать конфликт. Здесь мы уже имеем дело с давней формой тайного брака.

В старые времена такая тайная свадьба (маӡала) проходила без родственников и друзей невесты, ее родители не присылали приданого, подарков для новых родственников. Вместо подруги невесты была молодая соседка или золовка.

Научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказывает о непростых взаимоотношениях между отцом и родной дочерью, которые мог повлечь такой брак.

«Вас тут много…»

Попав в центр Пицунды, я как будто переместился в 90-е. Ряд примитивных низких построек с надписями «Столовая», «Тысяча мелочей» и тому подобное. Даже буйство растительности вокруг не сглаживает впечатление.

Вдоль побережья торчат белые зубья некогда престижных советских пансионатов и домов отдыха. Здесь останавливалась элита — партийные, комсомольские, профсоюзные функционеры, а также интуристы из соцстран — Польши, Венгрии, Чехословакии… Это была закрытая зона для простых смертных. Сейчас — пожалуйста! Только от былого лоска не осталось и следа. Огромное количество разрушающихся зданий, которые снести абхазам встанет дороже, чем построить новые. То же касается знаменитых Гагр неподалеку от Пицунды. Даже известный Дворец культуры в стиле сталинского ампира, где проходили партийные пленумы и концерты столичных артистов, находится в плачевном состоянии.

В СССР Пицунда была элитным местом отдыха. Фото: РИА «Новости»

Общепит тоже из нашего прекрасного прошлого, особенно с видом на море. Тут ведь поток клиентов обеспечен, никуда не денутся. Сервис? Нет, не слышали. Первое и второе в уличном ресторане я ел одной ложкой. Рядом рубил дрова сотрудник заведения. Но как! Всадил в бревно топор по рукоятку, а обухом другого топора бил сверху. Звон стоял, как в кузне! «Извините, может, ваш человек отдохнет?» — вежливо спросил я официантку. «Что вы, что вы, — серьезно ответила женщина. — Он совершенно не устал».

В другом кафе я буквально открыл рот, услышав фразу (правда, сказанную не мне): «Вас тут много, а я одна!» Такие слова в мои уши попадали в последний раз лет 30 назад.

Амхара, или глухомань

Сейчас амхары специально никто не строит, даже внешний вид этих домиков сохранился только на старинных фотографиях и в описаниях исследователей брачных традиций.

«Амхара, как постройка, – простое сооружение, кроме разве своих маленьких размеров ничем особенным не отличающееся от <…> хижины. Она строилась обязательно позади «большого дома», на расстоянии примерно одного-двух десятков метров», — писал Инал-ипа.

Строительство амхары в прежние времена – это все равно, что сейчас приобрести квартиру молодым.

Происхождение обычая строить амхара не связано напрямую с регламентацией поведения молодоженов, хотя в народе это воспринимается именно так. В действительности самые первые амхары строили как раз в те времена, когда широкое распространение имели браки с похищением невесты: жених увозил девушку «в неизвестном направлении» и прятал в амхаре. Вот и еще одно объяснение названия домика «амҳара» – в переводе это «глухомань».


В Амхара невеста оставалась еще около двух недель после свадьбы, занимаясь рукоделием и обустройством нового дома. Никто из старших – ни мужчины, ни женщины, – не входили в амхара. Туда могли заходить только молодые девушки. Не заходил туда прилюдно и жених. Это связано с обычным для абхазов скромным поведением младших в присутствии старших. Через две недели, когда расходились все родственники и гости, устраивался специальный обряд, который назывался «выводом из амхара» – амҳараҭыгара или «вводом в большой дом» — аҩнду аҩнагара. Ввод в большой дом сопровождался ружейной пальбой и особой песней под названием «ахуласенза», которую когда-то пели бзыбские абхазы.

После вывода из брачного домика невестка становилась полноправным членом семьи и приступала к своим обязанностям.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Бронзовые топоры, поздняя бронза Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Бронзовый топор, фрагмент, поздняя бронза Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Ритуальный бронзовый кинжал, поздняя бронза Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Сафьяновая подушка Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Вышивка, реконструкция Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Золотое шитье, середина XIX века Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Ковер ручной работы, фрагмент Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба

Полотенце с традиционным абхазским орнаментом ручной работы, фрагмент Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба

Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Еда

Абхазская кухня чрезвычайно богата. В ней используются разнообразные ингредиенты:

  • фрукты
  • овощи
  • мясо
  • различные виды молока
  • злаки.

Из злаковых наиболее предпочтительны кукуруза и пшеница, молочными продуктами служат молоко буйвола, коровы и козы. Вместо хлеба в основном пользовались кукурузной мукой, из которой делали кашу мамалыгу. В нее могли добавлять ореховое масло, сыр или молоко. Из кукурузной муки делают лепешки, хлебцы и халву. Саму кукурузу тоже употребляют, обычно варят. Пшеничная мука служит для приготовления пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят вместе с аджикой, а курицу подают с ореховым соусом. Излюбленным деликатесом считается ягненок, козлятина с добавлением мяты. Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль, мамалыгу. Иногда делают простую ачапу, в состав которой входят свежие овощи. Зимой ачапу солят.

Сыр тоже могут подавать особым образом: с мятой, в виде творога, в сливках. Среди пряностей распространены:

  1. Кориандр
  2. Петрушка
  3. Крапива
  4. Укроп
  5. Портулак.

Всегда на первом месте стоит аджика, которая считается острой, хотя это напрямую зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть легкой или весьма обжигающей. Именно аджику используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.

Традиции

В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Свадьба

Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу. На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

Куда поехать в Абхазии

Сухум

Сухум – столица Абхазии, один из древнейших городов мира. Здесь ярко выражен кавказский колорит, потрясающий климат и чистые, ухоженные пляжи. Путешествуя По Сухуму, следует посетить старейший из кавказских ботанических садов – живое украшение столицы Абхазии; питомник обезьян, созданный в 1927 году на территории дачи профессора А. А. Остроумова; Набережную с цветущими аллеями, Каманский храм и почитаемую среди православных гробницу Св. Иоанна Златоуста.

Гагра

Гагра – уютный курортный городок между реками Псоу и Бзыбь. Горы, роскошный мелкогалечный пляж, обилие субтропической зелени, основанный принцем Ольденбургским приморский парк, знаменитый ресторан “Гагрипш” делают этот город одним из самых популярных у туристов. Старая Гагра подходит для отдыха с детьми, пожилым людям, а Новая Гагра – для молодёжного отдыха, ведь здесь жизнь шагает в ногу со временем.

Пицунда

Пицунда – древний город, который впервые был упомянут в IV веке. Находится на территории Пицундского заповедника, в котором произрастают пицундские сосны. Рощи протянулись на 7 км вдоль побережья Чёрного моря. Морской воздух в сочетании с лесным образуют целебный микроклимат, поэтому здесь много туристов, желающих поднять иммунитет, укрепить дыхательную систему.

Гудаута


Гудаута – древний город, на месте которого когда-то было поселение рыболовов и земледельцев. В начале 90-х городок претерпел трагические события в ходе конфликта с Грузией, однако сейчас он возрождается. Строятся отели, кафе, развлекательные центры, благоустраиваются пляжи. Вода в море здесь чистая, с изумрудным оттенком, вход пологий, поэтому отдых в Гудауте подойдёт для семей с маленькими детьми.

Одна из главных достопримечательностей Гудауты – озеро Рица. Это чудо природы расположено на высоте 950 метров над уровнем моря и окружено со всех сторон горами и лесами. Вода в озере никогда не замерзает и обладает приятным изумрудным цветом. В озере Рица обитает столь любимый туристами вид рыбы – ручьевая форель.

Путешествуя по Гудауте, следует посетить живописное село Лыхны, расположенное в 15 км от города. Когда-то там была средневековая резиденция владетельных абхазских князей.

Новый Афон

Новый Афон – жемчужина Гудаутского района. Ещё в III веке до н. э. этот городок был центром торговли, поэтому здесь жили зажиточные люди. Об этом свидетельствуют найденные многочисленные клады.

Городок богат на памятники природы и архитектуры. Новый Афон расположен у подножия гор – Иверской и Афонской. Здесь мандариновые, лимонные, оливковые рощи, кипарисовые аллеи. Воздух городка богат фитонцидами, поэтому сюда полезно приезжать людям со слабым иммунитетом.

Главная достопримечательность Нового Афона – Симоно-Канаитский мужской монастырь, расположенный в ущелье реки Псырцха. Ежегодно сюда съезжаются тысячи туристов, чтобы ощутить чудодейственную силу святого места.

Ещё одна достопримечательность городка – Новоафонская пещера, расположенная под Иверской горой. Её объём составляет более одного миллиона кубических литров, поэтому пещера считается одной из крупнейших в мире. Объект состоит из девяти залов, но открыты только восемь из них. Девятый используется для научных открытий.

Позор на весь род

По дороге к селу жениха нам часто встречаются патрульные автомобили ДПС. В этот день в аэропорту Минеральные Воды чиновники местной администрации встречали высокопоставленного госслужащего из Москвы. Наш автомобиль, взятый в прокат, останавливали для проверки дважды. Увидев в багажнике оборудование, фотоаппарат и видеокамеру, полицейские интересовались, для чего журналисты из Москвы приехали к ним. Мы начинаем объяснять, что приехали узнать, как прошла на Кавказе одна необычная свадьба… После слов «необычная свадьба» сразу же начинается эмоциональный монолог инспектора.

— Их свадьба опозорила не только два рода, тень их позора не просто на двух районах — Кизилюртовском и Хабезском

Позор на две республики! Как они вообще додумались после такого приехать на родину! Не важно, что он там пришил себе и что отрезал — в дом привёл мужика в свадебном платье. Такого в истории Кавказа вообще никто не помнит, чтобы мужик на мужике

Такого никогда у нас не было! И почему никто из родни не понял, что она мужик? Мы всем отделом разглядывали их свадебные фото — похож он на мужика даже в платье, — возмущается один из инспекторов ДПС. Свой спич он очень хотел продолжить, но у нас поджимает время, и мы прощаемся.

На въезде в посёлок Бесленей дорогу перегородило стадо коров: пастух гонит животных хозяевам. Человек десять женщин и мужчин ждут их у местного клуба. Нас с любопытством разглядывают и перешёптываются. Увидев в руках фотоаппарат, большинство в спешке уходит, остаётся несколько человек, уже ожидая наших вопросов.

— Вы кто? Журналисты? — спрашивает парень лет 26.

— Да, мы из Москвы, приехали разобраться в этой истории со свадьбой.

— Ну всё, доигрался аул. Я одноклассник Вити. Вроде был нормальным парнем, дружили даже некоторое время, добрый такой он, всегда мог выручить. Но, с другой стороны, нормальный человек вообще мог бы такое сделать? В родном ауле свадьбу с мужчиной? Хорошо, что в наши мечети он не заходил с ней, осквернил бы. Я сам часто бываю в Москве — там, у вас, конечно, проще относятся к подобному, но у нас такое не прокатит. Лучше ему не приезжать сюда, хотя мне лично нет дела ни до него, ни до всей истории. У него своя голова, он же никого не ограбил и не убил.

Рекомендуется к прочтению:

Вековые традиции были четко определены принципами взаимоотношений между различными сторонами, как между победителями и побежденными, так и между пришлыми гостями, которым готовилась лучшая кровать в доме, но которые не должны были забывать о традициях принимающего их дома.

Когда гости приходят, на столе есть разнообразная пища — от пирогов с сыром (хачапури) для копченых кусков мяса, которые подаются с острым соусом аджика. Добавьте к этому удивительные сочетания овощей, в соусах с орехами, которые подаются с восхитительными домашними винами и фруктовой водкой!

Самый старый человек обычно сидит во главе стола со своим рогом. Называют его тамадой. Его восхитительные тосты будет стимулировать вас попробовать нектар с холмов. Попробовав все яства, вам предложат усладить свой слух приятной музыкой или многоголосной песней.

Абхазцы называют свою страну «Апсны», что означает «страна души». Редко мы имеем возможность в современном мире в полной мере наслаждаться душевностью народа.

Каждое ваше движение здесь принесет вам ощущение нового приключения, поскольку каждый раз вы будете открывать для себя душу этого самобытного народа. Это место, где вы будете постоянно сталкиваться с приятными сюрпризами — вы постоянно будете говорить себе: «Я не мог надеяться на большее, но это превзошло все мои смелые ожидания».


С этим читают